Путь на орбиту - часть 1
4 октября 1957 года советская ракета 8К71ПС вывела на орбиту Земли первый искусственный спутник.
Впервые в космосе оказался объект, созданный руками человека. «Спутник-1», небольшая сфера с двумя антеннами, содержавшая радиостанцию и аккумуляторные батареи, 21 день передавал короткие сигналы на двух частотах (20 и 40 MHz). Их слышали радиоприемники всего мира.
*
Первый спутник провел в космосе 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг Земли. И хотя он был слишком мал, чтобы наблюдать его простым глазом, люди в течение двух месяцев после запуска могли видеть в ночном небе летящую яркую звездочку — вышедшую на ту же орбиту вторую ступень доставившей его ввысь ракеты.
Одних это зрелище наполняло гордостью за человечество, другие же в первую очередь думали о том, что ракета, доставившая на орбиту «Спутник-1», может нести и куда менее мирный груз — термоядерную бомбу. Но всем было понятно: началась новая эпоха в истории человечества, в которой оно более не привязано накрепко к родной планете.
Как же развивалась человеческая мысль, чтобы в конце концов преодолеть земное притяжение и начать покорение межпланетного пространства?
Возможно, начало ее следует отсчитывать от того момента, когда хотя бы один человек понял, что Земля — не центр мироздания, а одно из многих небесных тел?
Тогда нам сначала следует вспомнить античную эпоху. Во времена, когда жизнь человека была коротка и полна лишений, когда земля делилась с ним своими плодами весьма неохотно, когда между стихийными бедствиями, болезнями, голодом и нашествиями врагов едва-едва оставались промежутки более-менее спокойного бытия, уже находились люди, обращавшие пытливый взор в ночные небеса.
Древнегреческий философ Пифагор и его последователи предполагали, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси. Другой ученый муж, Эратосфен, достаточно точно измерил длину земной окружности. Аристотель доказывал шарообразность Земли, указывая на форму ее тени при лунных затмениях, а Аристарх Самосский предложил теорию, согласно которой Солнце намного больше Земли и является центром, вокруг которого обращаются иные небесные тела вместе с нашей планетой. Благодаря своим наблюдениям он также отмечал, что расстояние до звезд намного больше, чем до планет и Солнца.
Вероятно, что и представители других античных цивилизаций высказывали подобные мысли, но свидетельств об этом, увы, не сохранилось.
Учение о гелиоцентрической системе настолько опережало свое время, что не получило распространения ни в античную эпоху, ни в Средневековье. Авторитет Птолемея и Аристотеля, сторонников теории мироздания со Землей в центре, еще многие столетия считался непререкаемым, пока наконец в XVI веке не появился Николай Коперник, бросивший вызов философам древности своей работой «О вращении небесных сфер».
Изображение гелиоцентрической системы из сочинения «Гармония Макрокосмоса» Андреаса Целлариуса *
В следующем столетии изобретение телескопа позволяет Галилео Галилею серьезно расширить представление науки о небесных телах. Стало окончательно ясно, что Земля не может претендовать на особую исключительность — она лишь одна из многих планет, и даже наличие у нее спутника не является чем-то уникальным. Одновременно с Галилеем Иоганн Кеплер открывает законы, по которым движутся планеты вокруг Солнца.
Наконец, в конце XVII века Исаак Ньютон своей теорией всемирного тяготения создает основание для законов Кеплера и впервые обращает внимание на то, как небесные тела подвергаются влиянию друг друга.
Астрономия приобретает привычный нам характер. В XVIII веке появляются теории о происхождении звезд, планет и Вселенной. Лагранж, Лаплас и другие ученые уточняют ряд вопросов по движению планет по орбитам.
На пороге нового века Гершель, среди множества прочих открытий, описывает седьмую планету Солнечной системы — Уран, и ее спутники.
В индустриальную эпоху XIX столетия исследования продолжаются с использованием новых методов и приобретают поистине массовый характер. На небо смотрят через спектроскоп, делают первые фотографии Луны, планет и звезд. Впервые определяют химический состав небесных тел. Открывают Нептун и пояс астероидов, описывают первые замеченные малые планеты. В то же время, оставляя в прошлом мифы о полетах на луну при помощи волшебства или птиц, начинают примерно осознавать как возможность полета за пределы родной планеты, так и способы, которыми это можно осуществить.
Еще Иоганн Кеплер сочинил фантастический рассказ, в котором персонажи могли путешествовать на Луну, переносимые туда вызываемыми магическими сущностями наподобие джиннов. Были и другие сочинители, описывавшие посещения нашего естественного спутника и других небесных тел при помощи упряжки лебедей, воздушных шаров, магии и даже сновидений.
Иллюстрация к книге Жюля Верна «С Земли на Луну» *
Но, наконец, достижения технического прогресса обращают на себя внимание тех, кто размышляет о полетах в космос как о чем-то вполне осуществимом. В конце XIX века писатели Жюль Верн и Герберт Уэллс уже понимают, что лететь на Луну придется внутри герметичного снаряда. Правда, они еще не могут придумать технически реализуемого способа для приведения его в движение (выстрел из гигантской пушки, как у первого автора, из-за чудовищной перегрузки исключает выживание экипажа, а антигравитационный материал, как у Уэллса, не изобретен и по сей день).
Оставалось совсем чуть-чуть до времени, когда будет изобретен снаряд, способный достигать земной орбиты...
Продолжение следует.