[СВОБОДНАЯ ТЕМА] → Заметки профессионального фотографа. Групповой портрет
Мини гайд-парк (настоящий Гайд-парк в Лиге Авторов, в Свободе Слова). Самые неожиданные, порой даже странные темы, одним словом, "неформат". Главное — творите!
Заметки профессионального фотографа. Репортажная съемка
Групповой портрет
Вызвавшая интерес тема тонкостей при съемках различных сюжетов вдохновляет на продолжение. Особенно приятно, что при этом задаются и вопросы, отвечать на которые всегда удобнее, чем просто писать «в воздух» - тут ты четко понимаешь, что рассматриваемые вопросы на самом деле нужны твоим читателям. Так что не стесняйтесь спрашивать.
Когда мы сталкиваемся с необходимостью снять групповой портрет? Ну, во-первых, когда в каком-то общем событии принимает участие много народа, и всем (или значимой части присутствующих) хочется оставить себе память о том, кто присутствовал. Это могут быть и обычные дружеские посиделки дома, и шашлыки на природе, и свадьба, и вернисаж, и некое официальное мероприятие. Во всех этих случаях есть и свое общее, и свои особенности.
Начнем с общего
Главным в групповом портрете (что следует из самого названия жанра) является четкость и внятность каждого попавшего в объектив человека. Немаловажно и то, с каким выражением лица человек попадает в групповой кадр – сплошь и рядом приходится сталкиваться с обидами на то, что кто-то сфотографирован с закрытыми глазами или в профиль (в этот момент ему или ей приспичило сказать что-то соседу). А потому в самом начале этой статьи рассмотрим два основополагающих момента: резкость и серийность групповой съемки.
1. РЕЗКОСТЬ
Для групповой съемки лучше всего использовать объективы с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые «фиксы»). Однако, это удовольствие дорогое и чаще всего профессиональное, а потому остановимся на объективе с переменным фокусным расстоянием, дающем нам от 30 до 50 мм. Все, что внутри этого диапазона, годится.
Диафрагма/выдержка
Отдельной радостью в этом является то, что особо «светосильные» объективы для группового портрета не требуются – чем шире открыта диафрагма, тем более размытым оказывается фон и все, что за пределами точки, на которую наведена резкость. Таким образом, и края, и второй план могут оказаться нечеткими. Потому для группового портрета мы выбираем диафрагму меньше 4 (В диафрагме чем меньше дырка, тем больше цифра – не путайтесь). Опять же, потребуется либо ручная настройка («М»), либо настройка «с приоритетом диафрагмы». Нам важна тут максимальная глубина резкости, и поэтому, чем больше фотоаппарат «прищурится», тем лучше.
Конечно, выдержка при этом будет подлиннее (тут опять же наоборот – чем больше число, тем короче щелчок. Фокус в том, что большие числа в обозначении выдержки обозначают не секунды, а знаменатель дроби: например, выдержка 500 означает, что это 1/500 секунды). Есть риск , что кто-то невзначай шевельнется, но ищите компромисс – в любом случае, резкость у нас при групповой съемке всегда в приоритете.
2. ДУБЛИ
Нельзя снять хороший групповой портрет единичным щелчком. Слишком велик риск того, что кто-то, как уже говорилось выше, моргнул или отвернулся. В особенности, это важно с детьми. А потому группа щелкается раз 5-6, а то и поболее – не скупитесь. Потом будет, из чего выбрать.
Здесь добавлю. При групповой съемке ваш хороший помощник – штатив. Не обязательно тратиться на дорогущий. Достаточно самого простенького, но такого, который обеспечит стационарную точку съемки. Если потом придется монтировать (бывает, что надо правую сторону взять из одного кадра, а левую из другого), не будет лишней головной боли при состыковках. Даже монопод (одноногий штатив) и то облегчает жизнь. Но тренога для новичков куда более функциональна.
Помните – при съемке со штатива принципиально важно не «тыкать» в кнопку спуска, а мягко и плавно ее нажимать. Иначе… ну, сами понимаете. Иллюзия неподвижности камере, закрепленной на штативе – это именно иллюзия. Щелкать надо так же, как и при съемке с рук – бережно.
3. КОМПОЗИЦИЯ (в двухмерной плоскости)
И вот мы дошли до самого сложного. Народу много, и в кадр кто-то упорно не помещается. Давайте подумаем, как с этим справляться. Прежде всего, надо осмотреться и поискать такую часть пространства, где более всего неровностей – это ваш друг и помощник.
- избегайте «линейного построения». Практически всегда, даже на самой лучшей оптике края кадра будут менее резкими, чем середина. Аналогично, непредсказуемо может повести себя свет. Потому «длинную шеренгу» снимаем лишь в самом крайнем случае, и снимаем со штатива, стремясь сделать несколько кадров с разными центрами.
Пусть в одном случае не войдет сколько-то человек слева, а в другом – сколько-то справа. Главное, чтобы у нас было как минимум три четких кадра: общий, левый и правый. Потом будем монтировать. Но все же, если удается, линейки лучше избегать.
- самый выигрышный тип построения фигур на групповой съемке – треугольник, квадрат или полукруг. Для достижения этого используются все возможные поверхности: особенное спасибо тем, кто строит лестницы и лавочки. Однако, не стесняйтесь загонять снимаемых людей на стулья (можно постелить газетки или пластиковые пакеты, чтобы не пачкать). На улице нашими друзьями становятся детские горки, пандусы, ограждения и т.п. – все это площадки, на которые можно поставить или посадить часть снимаемых.
Запомните – частным случаем построения геометрии кадра является, например, диагональ. Если у вас 4 человека занимают 4 угла кадра, то остальных надо постараться расположить на диагоналях. Получится интересно и выразительно. В такую компоновку запросто можно разместить человек 8-12.
4. КОМПОЗИЦИЯ (в трехмерной плоскости)
Если Вы не забыли выставить диафрагму для глубокой резкости, то можно поиграть компоновкой в трехмерном пространстве.
- Расположите фигуры по значимости (цвету, важности лиц, эстетике) с двумя на первом плане и с пятью-шестью на втором. Это очень удобно дома, когда пара сидит спереди на стульях, а прочие располагаются стоя позади или лежа на диване сзади. Больше двух-трех планов использовать не стоит, но динамика кадра получится очень впечатляющей.
5. «ОДНИ УШИ»
Перед нажатием кнопки убедитесь самым внимательным образом, что все, кто построился для съемки, видны в видоискателе. Кадр надо контролировать именно через фотоаппарат – взгляд без него часто обманывает. Не торопитесь щелкать. Попросите одного подвинуться, а другого высунуться. Переведите кого-то вперед, а кого-то назад. Иначе есть шанс, что от одного из объектов останутся «одни уши».
6. РАКУРС
Если пространство вокруг ровное, как стол, народу много, а вашем распоряжении есть только одна табуретка или ящик, на подставку влезть придется вам. Снимите собравшихся чуть сверху, попросив их приподнять головы. Во-первых, снизится риск появления «вторых подбородков». Во-вторых, второй план вдруг окажется совершенно нормально видимым.
Можно снимать и в более хитрых ракурсах – но тут важно уже отслеживать массу дополнительных деталей. Например, если все наклонятся к лежащему фотографу, те самые вторые подбородки не замедлят о себе заявить. Так что это более для молодежи.
7. РАССТАНОВКА ПО РОСТУ
Стандартом здесь является «высокие сзади, низкие спереди». Но это не всегда нужно. Например, если вы посадите на что-то высоких взрослых, а рядом с ними и вокруг поставите низких детей, кадр будет более живым. Исходите из динамики и композиции – пробуйте.
8. ФОН
Стремитесь к минимальной пестроте фона. Лица и так небольшие в групповом фото, а «размыть фон» диафрагмой мы не можем по определению – потеряем резкость краев и второго плана. Потому ищите однотонный фон, на котором одежда и лица снимаемых будут смотреться достаточно контрастно (но при этом не производить впечатления вырезанной ножницами группы).
9. СВЕТ
Лучше всего снимать при мягком свете – если получится. Солнце в лицо заставит людей щуриться, а солнце позади сделает всех присутствующих афроамериканцами.
Но если нет выбора, то
- при контровом солнце используйте вспышку. Она «вытащит» из тени лица.
- при ярком солнце в лицо группе, снимайте больше дублей.
10. РАБОТА С ГРУППОЙ
И взрослые, и особенно дети, при постановке группы и подготовке к съемке начинают скучать. Держите про запас анекдот, шутку, трюк (можно, например, попросить кого-то пустить у вас за спиной мыльные пузыри – на них все возрасты хорошо реагируют).
При съемках девушек фотографы любят просить их выставить ножку – так и снимающему приятнее, и девушкам лестно. Но все же такие кадры уже приелись. Если группа относится к вам с доверием, попросите кого-то поднять или раскинуть руки, кого-то повернуться в три четверти (учитывая особенности лиц, конечно) и т.п. Добивайтесь одного: от кадра должно остаться впечатление общего удовольствия от того, что «все они тут сегодня собрались».
Пока достаточно? Если что-то осталось "за кадром", спрашивайте.
Автор: @aasmanov
Публикация: @ladyzarulem
Дизайн: @sxiii
Если вы сами не пишете посты, но читаете, и вам попались интересные блоги новичков — подскажите, пожалуйста, новичку, что он может публиковаться в нашем сообществе.