Андреа дель Верроккьо – великий мастер эпохи Возрождения
Добрый вечер всем ценителям искусства!
С вами @annaart. Сегодня я расскажу об итальянском мастере Андреа Верроккьо, который стал знаменитым в эпоху Раннего Возрождения не только благодаря своим классическим работам в живописи, но и скульптурам.
Эта бронзовая скульптура считается самой популярной работой мастера. Бартоломео Коллеони попросил о ее возведении в своем завещании за заслуги в победоносных битвах.
Справиться с технически сложной задачей в последние годы жизни удалось лишь Андреа Верроккьо. Однако завершить доверенное ему дело, к сожалению не успел… Отливкой статуи занимался Алессандро Леопарди.
Несколько интересных фактов из жизни Верроккьо
Мастер родился в 1435 году во Флоренции. Настоящее имя Андреа ди Микеле Чони, а имя Верроккьо он получил от своего учителя, успешного ювелира Франческо ди Луки Верроккьо.
В эпоху кватроченто (итальянское искусство XV века) художники писали в основном на заказ, а потому большую роль для них играли меценаты. Художественные мастерские исполняли любой каприз – от росписи глиняного кувшина до серьезного архитектурного проекта. Интересно, что открыть свою мастерскую мог лишь художник, который получал знания у мастера на протяжении 6 лет.
Верроккьо славился непревзойденными декораторскими способностями. Среди основных заказчиков в его мастерской была высокопоставленная знать. В течение свой творческой жизни он воспитал таких великих мастеров Возрождения, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино.
Умер живописец в 1988 году в Венеции, куда приехал для контроля отливки конной фигуры Бартоломео Коллеони из бронзы.
Сегодня Андреа дель Верроккьо ставят в один ряд с Донателло и Микеланджело. Предлагаю разобраться, благодаря каким работам мастер стал столь известным? И какая отличительная особенность его работ?
Живописные работы
Единственная картина, которую с безусловной точностью приписывают кисти Андреа – «Крещение Христа». Знаменитое полотно было сделано в 1475 году под заказ для церкви Сан-Сальви во Флоренции. Тут произведение оставалось вплоть до 1530 года, а затем его отправили хранить в Галерею Уффици во Флоренции, где оно находится по сегодняшний день.
Многие эксперты предполагают, что в виде маленьких ангелов в левой части картины Верроккьо изобразил своих талантливых учеников Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли в молодости…
Однако есть и другие предположения: этих самых ангелов дорисовывал сам да Винчи, поскольку учитель уделял большую часть времени скульптурам, а живописные заказы выполнял с достаточно большими перерывами. Кроме того, некоторыми критиками замечены также разные техники рисования: центральная фигура Христа и ангел справа написаны в суховатой, линеарной, типичной для Андреа манере, а вот ангелы слева написаны с мягкой передачей света и тени, образы окутаны легкой дымкой за счет использования в большей степени масляных красок, а не темперы.
Из остальных картин, приписанных Андреа Верроккьо, в действительности подписанной мастером является только «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом». Хотя, некоторые историки утверждают, что это произведение, как и все остальные, было написано его учениками. Возможно, сам учитель лишь руководил процессами и/или помогал создавать сложные композиции? Об можно только догадываться…
Заметьте, на костюмах персонажей художника преобладает большое количество вышитых золотом узоров и роскошных драгоценностей… Этим Андреа наверняка напоминал о своем первоначальном ремесле.
Скульптурные работы
Помимо конной фигуры Бартоломео Коллеони, достаточно известной считается статуя Давида, выполненная мастером в ранний период творчества.
Согласно легенде, для создания статуи мастеру позировал Леонардо да Винчи, а потому на её лице играет своеобразная улыбка и видны утонченные черты элегантности. В последующих работах эти признаки стали отличительной особенностью стиля Верроккьо.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием