Антуан Ватто – великий художник галантных празднеств
Приветствую всех читателей художественного сообщества!
С вами @annaart. Сегодня я хочу рассказать об основоположнике и крупнейшем мастере стиля рококо.
Художник родился в 1684 году в небольшом городке Валансьен. Детство Ватто нельзя назвать счастливым в большей степени из-за того, что его отец имел достаточно своенравный характер и не раз бывал под судом.
Тем не менее, заметив раннее влечение сына к рисованию, он отдал его в ученики городскому живописцу Жаку-Альберу Жерену. Тут юный художник понял, что всю свою дальнейшую жизнь хотел бы посвятить творчеству. Однако обучение продлилось недолго, поскольку через некоторое время отец отказался его оплачивать по неизвестным причинам.
В 18-летнем возрасте Антуан с пустыми карманами сбежал в Париж. Тут он работал в мастерской на мосту Нотр-Дам, где механически изготовлял множество копий популярных картин за копейки. Тяжелый и низкооплачиваемый труд через несколько месяцев заставил живописца вернуться в родной город.
Спустя год Ватто знакомится с известным мастером театральных декораций и живописей Клодом Жило, который предложил ему стать помощником в своей мастерской. Именно тут, по мнению многих искусствоведов, у Антуана Ватто пробудился интерес к театрально-декоративному искусству и сформировался собственный стиль изображения сюжетов театральной жизни. Большое влияние на его творчество в этот период оказали произведения Рубенса и Рембрандта, которые он изучал в Люксембургском дворце.
В следующие годы Антуан пробовал себя в разных жанрах, делая манеру письма все более свежей и легкой.
В 26 лет уже состоявшийся мастер вернулся в столицу Франции, желая вступить в художественную Академию. На сотворение обязательной вступительной работы ему потребовалось целых пять лет вместо положенных двух. Зато картина, несмотря на то, что была выполнена не в общеобязательной системе классических жанров, получила не только наивысшую похвалу, но и статус «галантное празднество» в качестве исключения.
Не исключено, что на это решение мог повлиять также уже сложившийся ранее успех произведений художника.
Именно это полотно помогло Ватто стать полноправным членом Академии и получить специальное звание «художника галантных празднеств».
Это также одна из самых известных картин художника, которая проникнута тончайшей поэтичностью и лирическим чувством за счет выразительности поз и изысканности цветовых гамм.
А это произведение без преувеличения считается самой известной работой художника. Тут он пытается передать зрителям чувство человеческого одиночества. Печальное и несколько растерянное лицо главного героя отображает неведенье актера о том, кто он вне этого костюма и сцены…
Интересно, что французы даже сняли фильм про Антуана Ватто в 2007 году под названием «Тайна Антуана Ватто». Это лишний раз говорит о том, что живописец навсегда останется одним из самых любимых и в то же время самых загадочных национальных художников.
- Что вы видите? – спрашивает Дюссар.
– Это «Жиль» из Лувра.- Что вы видите?
– Предполагается, что здесь изображён Пьер ля Турьер, актёр Комеди Франсез.- Проще! Что вы видите?
– Впечатление, что это – ряженый под Пьеро.- Уже лучше. А почему возникает такое впечатление?
– Об этом мне говорят его глаза. Руки. И взгляд… Взгляд осла.- И что же вам говорит осёл?
– Он тоже носит наряд. Наряд осла. В его взгляде есть такая… человечность. Но почему он так печален? Потому что его никто не слышит. Он одинок.- И чей же это взгляд, который смотрит только на вас, Люси?
– Взгляд художника! Потому что осёл видит всех, а его не замечает никто.
(Диалог профессора Дюссара и студентки-искусствоведа Люси Одебер из фильма «Тайна Антуана Ватто»)
Так, Антуан Ватто стал популярнейшим живописцем Парижа, которому доставались самые выгодные заказы того времени.
Последние дни жизни художник провел в загородном доме друга в Ножан-сюр-Марн, продолжая обучать одного из своих учеников. Умер в 1721 году от туберкулеза. На тот момент его было всего 37 лет. За сравнительно короткую жизнь Ватто оставил своим потомкам порядка 20 000 картин и эскизов.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием