Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Дамские наряды в живописи. Красный цвет

Радость. Любовь. Страсть. Гнев. Опасность. Кровь. Война.

Огонь уничтожающий и огонь очищающий.

Всё это красный цвет, в котором сходятся противоположности. Его нельзя не заметить. Он бросается вам в глаза, как бы говоря: «Вот он я! Ты меня любишь? Или ненавидишь? Но не смей проходить мимо, я тебе этого не позволю!»

Красный – один из трех основных цветов, и вместе с желтым и синим он составляет триаду, с помощью которой можно создать все остальные цвета. Но если желтый символизирует радость, а синий – печаль, то красный – это, несомненно, страсть, символ энергии, дающей силу всему плохому и всему хорошему. Поэтому символика красного цвета всегда была двоякой, так как зашифрованные в нем сигналы противоречивы. Ведь во многих языках, включая русский, слово страсть означает не только любовь, но также страдание.

А еще в старославянском языке слово «красный» означало просто «красивый» – красна девица, Красная площадь, красный угол в избе.

А где красота, там и женщины, верно? Как только первой женщине пришло в голову провести параллель красный = красивый, она тут же пожелала им себя украсить. С тех самых пор в живописи и началась длинная вереница портретов «дам в красном»: то игривых, то вызывающих, а то и угрожающих, но всегда эффектных и выразительных.

Прежде всего, красный пожелали примерить венценосные красавицы: королевы и принцессы.

14-летняя Сибилла Клевская настолько очаровательна в красном свадебном наряде, что этот портрет стал образцом для подражания на десятилетия вперед. Знатные дамы копировали детали свадебного платья курфюрстины, а сам Лукас Кранах еще не раз писал юную модель в образе библейских красавиц.

Изабеллу Португальскую выдали замуж за кузена, короля Испании Карла V, который был совсем не в восторге от этого союза, но уже через месяц супружеской жизни придворные с удивлением увидели, что новобрачные не отрываются друг от друга, смеются, шепчутся и не видят никого вокруг. Брак Исабель и Карла оказался на удивление счастливым, и кто знает, не стало ли великолепное красное платье, изображенное на портрете, той искрой, которая разожгла пламя их любви?))

Елизавету Первую Английскую, напротив, называли королевой-девственницей (быть может, и незаслуженно). Девица обладала острым умом, блестящим образованием, недюжинной силой воли и огненным темпераментом. На портрете Уильяма Скротса Елизавета еще совсем молоденькая – скромно затянутая в корсет девочка скромно сложила ручки на книге и придала скромное выражение ненакрашенному личику. Но красный цвет платья намекает на неспокойный темперамент модели, которая впоследствии скажет: «У меня тело слабой женщины, но сердце – и желудок! – короля Англии!»
В 17 и 18 столетиях красный не терял своей популярности у европейских государынь.

Сползающее с плеч, свободно струящееся платье английской королевы Анны (в девичестве принцессы Датской) так же эффектно, как и необъятные юбки и узенькие талии пламенеющих нарядов на королевах Испании и Франции. Но посмотрите, как по-разному они смотрятся на разных женщинах!

Мария Амалия Саксонская – энергичная женщина, которая обладала задатками незаурядного бизнесмена. Несмотря на 13 детей, которых она родила Карлу III, она блистала на официальных приемах, курировала строительство дворцов и производство фарфора. И при этом умудрялась выглядеть весьма эффектно. В своем красном платье она и сама похожа на изящную фарфоровую статуэтку. Гвозди бы делать из таких королев!

Мария Лещинская, супруга короля Франции Людовика XV, была женщиной совсем иного склада: доброй, ласковой, домовитой, уютной и любимой за это супругом, несмотря на многочисленных любовниц. Даже красный цвет ее платья выглядит не резко, а мягко и обволакивающе, словно складки уютного пледа.

В 19 веке красный цвет стал настоящим хитом! Викторианские дамы словно находили в нем отдохновение от повсеместно навязываемого культа «настоящей леди», не смевшей ни повысить голос, ни поднять глаза, ни высказать своего мнения.

В сочетании с модной в то время бледностью, красный смотрелся очень контрастно и даже вызывающе. До такой степени, что незамужние девушки ни за что не решились бы его надеть, так как иначе их сочли бы недостаточно целомудренными. Но замужние дамы – дело иное, королевам закон и вовсе не писан.

И все же эстетические стандарты эпохи диктуют свои правила. И интеллигентная, музыкальная, склонная к философии Вильгельмина Прусская, и добрая, ясная, принципиальная, широко и глубоко образованная Мария-Луиза Орлеанская, и роскошная красавица Евгения, императрица Франции, культивирующая пышность, блеск и «искусство жить», и сделавшая Париж центром моды, выглядят одинаково поэтично в красных одеяниях, оттеняющих романтическую бледность их белой кожи. В конце концов, легкая болезненность была трендом среди красавиц 19 века.

Вслед за королевами эстафету красных нарядов перехватили и другие аристократки.

Огненный бархат баронессы де Крюссоль, мягкий, уходящий в охру красный наряд Сары Черчилль, герцогини Мальборо, бордовое псевдоисторическое одеяние маркизы Уотерфорд и многих, многих других – все это дань моде, заданной порфироносными красавицами.

Думаете, на этом все? И "красный марафон" остановился на обитательницах аристократических салонов? Как бы не так!

Модницы из низших сословий по достоинству оценили и с готовностью переняли дерзкие, дразнящие, бросающиеся в глаза наряды дам высшего общества. Разумеется, фасоны были попроще, а материал подешевле, но игривость и бунтарство красного цвета остались прежними, и у задорно хвастающей новым платьем горожаночки Джованни Коста, и у гламурной крестьянки (вернее, дворянки в костюме пейзанки) Антона Эберта, и у независимой морячки Люка Филдса.

А красный цвет, между тем, продолжал свое победоносное шествие и дошел даже до маргинальных слоев общества, какими были в то время цыгане.

И если на картине Алоиса Ханса Шрама цыганка явно «поддельная» – это богатая дама с припудренным лицом европейского типа в экзотическом, вероятно карнавальном, костюме, то у русских художников цыганочки самые что ни на есть настоящие. Героини Харитонова и Маковского могут похвастаться настоящим этническим колоритом, смуглыми лицами, естественной грацией и, конечно же, свободными нарядами красного цвета!

Недалеко от цыган по маргинальности ушли в представлении общества 19 века и актрисы.

Актрисы считались кем-то сродни женщинам легкого поведения, а их ремесло – недостойным порядочной девушки. Тем понятней, почему красный часто ассоциировался со жрицами сцены. Он был слишком ярким, слишком выбивающимся из рамок, словом, слишком… красным. Хотя, на сцене смотрелся неотразимо. Именно поэтому актрисы так часто выбирали красные костюмы, поражающие воображение зрителей и надолго запечатлевающиеся в их памяти, а художники писали театральных див в одеяниях из алых, кирпично-красных и бордовых тканей.

Еще ниже актрис по социальному статусу стояли танцовщицы.

Это сегодня положение прима-балерины многим кажется завидной долей, но еще в прошлом столетии на девушку из кордебалета смотрели, как на проститутку и законную добычу богатых прожигателей жизни. Взгляните на портреты танцовщиц в красном, и вы сразу заметите манящую улыбку, лукавый взгляд и немного вызывающую позу. Именно такими художники видели в то время балерин, а красные наряды барышень только усиливали впечатление. Ведь даже за самыми известными из них, такими как Айседора Дункан, следовал шлейф скандальных происшествий и слухов.

В каких только позах не предстают перед нами дамы в красном на полотнах художников, известных и не очень!

Некоторые из них развернуты фронтально и прямо смотрят на зрителя.

Другие сидят вполоборота и бросают на нас спокойный, заинтересованный, смеющийся, надменный или смелый взгляд.

Есть даже полотна, на которых живописцы изображают своих моделей томно растянувшимися в горизонтальной плоскости. Что ничуть не умаляет их прелести.

Так что же заставляло и заставляет художников снова и снова изображать Женщину в Красном?

Ответ кроется в самом цвете: красный – это пламя, озаряющее темный фон скучной, мрачной, временами невыносимой жизни, и оно несет зрителю свет, тепло и бесконечно-увлекательную игру огня. Взгляните на эти фантастические портреты и скажите, чему подобны эти женщины?

Да-да, вы правы – это язычки пламени во тьме!

Источник изображений


Автор статьи @weesparrow


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

98
317.465 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (20)
Сортировать по:
Сначала старые