Диего Веласкес – яркий представитель золотого века испанской живописи
«Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты» (единственное сохранившееся высказывание Диего Веласкеса).
Приветствую всех читателей "Мастерской художников"!
С вами @annaart. Сегодня я расскажу вам об одном из выдающихся художников золотого века испанской живописи Диего Веласкесе.
Термин «золотой век» появился, в первую очередь, благодаря художественной культуре, в частности, живописи XVI–XVII веков. И если спросить образованного человека в любой точке мира, кого из испанских художников тех времен он знает, то наверняка прозвучит имя Диего Веласкес.
Немного фактов из жизни и обучения искусству
Родился художник в 1599 году в Севилье, на юге Испании. Его родители принадлежали к сословию мелких дворян и имели 8 детей, старшим из которых был Диего. Живописец взял фамилию матери – это был популярный обычай художников того времени.
Художественные способности у Диего проявлялись с самого детства. В 10-летнем возрасте мальчика отдали на обучение в мастерскую Франсиско Эрреры – основателя севильской живописной школы. Однако тут он получал знания не более года, поскольку у мастера оказался весьма дурной характер, с которым было тяжело мириться маленькому ученику.
Главную роль в становлении Веласкеса как художника сыграл Франсиско Пачеко. С ним отец мальчика подписал соглашение на обучение сроком в 6 лет.
За это время будущий мастер успел прекрасно освоить азы своего ремесла и развить талант в изображении религиозных сюжетов и образов.
В 19 лет Диего стал членом семьи Пачеко, женившись на его дочери Хуане Миранде. В браке у них родились 2 дочки, одна из которых умерла еще в младенчестве.
В 30 лет художник отправился в Италию для изучения особенностей итальянской живописи. Поездка существенно поменяла взгляд Веласкеса на творчество: его техника рисования стала более свободной и легкой, а на картинах все чаще стали появляться светлые оттенки.
Через несколько лет художник снова посетил Италию, но на этот раз уже с определенной миссией – выполнить портрет понтифика.
Умер художник в 1660 году в Мадриде из-за сильно обострившейся лихорадки.
Борьба за должность придворного живописца
Поскольку Пачеко был в хороших отношениях с королевским капелланом Хуан де Фонсека, он всячески искал возможность пристроить своего талантливого зятя ко двору короля. Так, при вступлении на трон Филиппа IV, он отправил Веласкеса в Мадрид для «случайной» встречи с графом Оливаресом под предлогом знакомства с коллекцией живописи монастыря Эскориала. Однако устроить данную встречу капеллану не удалось…
Спустя два месяца капеллан прислал художнику известие о смерти придворного живописца и сообщил о возможности стать на его место. На пути к мечте Диего ночевал в доме королевского капеллана, поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе.
С точностью срисовав всю скорбь и горечь с лица приютившего поэта и предоставив получившийся портрет высокопоставленной знати, Диего завоевал популярность среди мадридских богачей, а также получил заветную должность, на которой пребывал до конца своих дней.
Обратите внимание, насколько умело художник смог изобразить проникновенный взгляд поэта с явно выраженной болью и горечью…
Особенности творчества
Ранние работы Диего были написаны в стиле бодегонес, то есть на картинах изображались сцены из жизни испанцев, занятых в основном едой и питьем в харчевне, деревенском доме или в любом другом месте.
Тут, в первую очередь, чувствуется сильное влияние итальянского художника Караваджо, который также рисовал очень темные полотна с практически черным фоном и лишь изредка выступающими из него светлыми частями.
В самый пик своего творчества Веласкес, конечно же, рисовал портреты членов королевской семьи Филиппа IV. Живописец мастерски изображал не только черты лица и линии фигур людей, но и передавал индивидуальные особенности их характеров.
Это одна из самых известных картин художника, на которой есть и его собственный портрет.
Сегодня произведения Диего Веласкеса можно найти практически в любой картинной галерее Лондона, Нью-Йорка, Мюнхена, Будапешта, Сан-Паулу. Некоторые картины также находятся в крупных музеях России, однако большинство шедевров все-таки хранится в его родной стране – Испании.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием