Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1 часть. Женский и детский портрет
С творчеством портретиста Дмитрия Левицкого я знакома очень давно. Он один их тех русских художников, чьё мастерство способно поразить в самое сердце. Реалистичность и живая энергия его картин запоминается на всю жизнь.
Родился Д. Г. Левицкий на Украине в г. Киеве в семье священника в 1735 году. Отец будущего портретиста был гравёром, очень хорошо разбирался в искусстве и, видимо, первые уроки рисования именно он давал своему сыну.
В возрасте 23 лет Левицкий уезжает из Киева и живёт сначала в Москве, а потом в Петербурге, одновременно учась и работая. В Москве он познакомился с живописцем А. Антроповым, талантливым портретистом, который стал учителем Д. Г. Левицкого. У него он научился передавать самые важные черты в образе человека.
В 1769 году Левицкий перебирается в Петербург и живёт в этом городе до самой смерти, став не только известным и востребованным художником, но и академиком, который возглавлял Академию художеств долгие годы.
Сегодня я расскажу только о двух сторонах творчества Д. Г. Левицкого. Это женский и детский портрет. Много полотен не дожили до нашего времени, но те, что сохранились, дают нам представление о мастерстве и таланте Левицкого.
Женские портреты
Среди женских портретов особенно выделяются два портрета М. А. Львовой (1778 и 1781 гг.), портреты княжны П. Н. Репниной (1781 г.), Урсулы Мнишек, Анны Давиа Бернуцци и, конечно, императрицы Екатерины II, парадный портрет которой художник исполнил в 1783 году.
Самый лучший, на мой взгляд, «Портрет неизвестной с розой». Красивая молодая женщина в богатом платье с кремовой розой свободно позирует художнику. В ней нет ни капли кокетства, она естественна и благородна. Нежный цвет лица, чувственные губы, глубокий умный взгляд, пышная причёска – всё передано с такой точностью и так реалистично, что, глядя на картину, ждёшь чуда. Хочется прикоснуться к тонким прозрачным кружевам, потрогать шёлк платья.
Портрет дочери художника Агафьи Дмитриевны поражает простотой костюма и обстановки, которую выбирает отец-художник для своей дочери. Молодая девушка стоит непринуждённо, будто на минутку отвлеклась от своего основного дела. Красивый и смелый взгляд, полуулыбка и поднятая левая рука говорят о том, что девушка не очень любит позировать, но раз надо, то она готова потерпеть.
Работая над портретами, Левицкий в основном использует так называемый поколенный способ изображения, который позволял художнику как бы приблизиться к модели и рассмотреть поближе, но когда ему поступил заказ от Екатерины II изобразить воспитанниц Смольного института, Левицкий решил рисовать их в полный рост.
Портреты смолянок – это шедевры, это лучшее из лучшего в творчестве Д. Г. Левицкого. Семь полотен, что долгое время украшали царский дворец, недавно были полностью отреставрированы и предстали в той красоте и величии, в котором они были при жизни художника.
Воспитанницы Смольного института изображены в основном в театральных костюмах. Только Ф. С. Ржевская и А. М. Давыдова, юные ученицы, стоят в форменных парадных платьях.
Е. И. Нелидова изображена в пастушеском платье, тем не менее её поза говорит о том, что она замерла, исполняя грациозное па менуэта.
Среди шикарной дворцовой обстановки в театральном платье изображена смолянка А. П. Левшина. Она тоже как бы на минутку остановилась в танце, чтобы попозировать мастеру.
П. С. Борщова танцует на террасе сада в чёрном платье, Е. И. Молчанова изображена с раскрытой книгой, а смолянка Г. И. Алымова играет на арфе. Последний портрет сохранился хуже всех, и реставраторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы он заиграл своими первоначальными красками.
Д. Г. Левицкий работал над портретами смолянок тщательно, изобразив их настолько естественно и непринуждённо, насколько может это сделать настоящий мастер.
Детские портреты Д. Г. Левицкого
Хотелось бы сказать несколько слов о детских портретах Дмитрия Левицкого. В 18 веке детей было принято изображать несколько старше, чем они были. Этому способствовала и обстановка, и одежда, и манеры. Но Левицкий всё-таки смог передать особенности детской мимики и различия в характерах детей.
Эти портреты притягивают к себе, хочется смотреть и смотреть на эти милые лица, счастливые улыбки, красивые глазки.
Во второй части статьи, которая выйдет завтра, я расскажу о парадном мужском портрете художника. Не пропустите!
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием