Драматизм и жизненная правда полотен Форда Мэдокса Брауна
Форд Мэдокс Браун – выдающийся английский художник XIX века. Родился во Франции 16 апреля 1821 года. С 16-ти лет начинает своё обучение, как художник. Сменил множество школ искусства, обучался в Брюгге, Генте, Антверпене, затем в Париже и Риме.
Художник освоил все возможные техники рисования, изучил азы большинства направлений в живописи, но всё же предпочтение отдал прерафаэлизму.
Сразу проясним, что прерафаэлизм – это направление в английской живописи, основная цель которого борьба против академических традиций и слепого подражания классическим образцам.
Практически на протяжении всей жизни художник общался с Габриэлем Россетти и Уильямом Моррисом, которые приходились Брауну близкими друзьями и были самыми щепетильными критиками.
Полотно «Прощание с Англией» является автопортретом, художник изобразил себя бок о бок со своей женой – Эммой Хилл. Эта картина, как и многие картины викторианской эпохи, затрагивает тему эмиграции. Супруги полны решимости и неподдельной печали. Никто из них не хочет покидать родные места.
Поводом для написания этой картины послужил отъезд Томаса Вулнера, его друга и товарища-прерафаэлита в далёкую Австралию. Художник стремился воссоздать каждую мелочь. Одни только ленты на шляпке он писал на протяжении четырех недель! Можем только представить, сколько времени создавалось целое полотно.
Сам художник так отзывался о своей работе:
«Совершенно не принимая во внимание искусство какого-либо периода или страны, я старался отразить эту сцену так, как она должна была выглядеть».
Работа «Возьмите вашего сына, сэр!» считается одной из самых загадочных в мире живописи. Сперва это был ничем не примечательный портрет жены художника, но Форд Мэдокс Браун неожиданно изменил свои планы. До сих пор не известно, каковы были причины столь резкого поворота и смены образа.
С картины на нас смотрит женщина – вся в белом и с символическим нимбом над головой. Она словно обожествляет материнство. Некоторые искусствоведы даже отожествляют её с Мадонной. Но это не совсем так. Женщина измождена, её щеки налиты болезненным румянцем, губы вылились непонятным оскалом. Она выглядит слабой, будто вот-вот падёт наземь. Возможно, художник хотел передать болезнь или же гнев женщины, у которой отбирают ребёнка.
Существует мнение, что эта работа Брауна символизирует внебрачного ребёнка, которого не признаёт собственный отец. А женщина вовсе не больна, а полна ярости. «Возьмите вашего ребёнка, сэр!» – звучит не как просьба, а требование признать его. Тайна этой картины так и останется тайной…
Эта картина не совсем сплетается в канву творчества прерафаэлитов. Она сдержана, выполнена в строгих тонах, и композиция сама по себе канонична. Однако ей всё же присуща необыкновенная простота как для полотна религиозного мотива. Отображается жизнь, как она есть: смущение Петра, любопытство и возмущение апостолов – свидетелей этого действа.
Вот так из церковного мотива вышла живая сцена, полотно, которое рисует движение всех участников сюжета в нашей голове.
«Илья возвращает сына вдове» – еще одно полотно Брауна на религиозную тематику. Изображён сюжет из Библии, а именно эпизод, когда Илья пришёл к вдове, измученной горем – её любимое дитя было при смерти.
Она спросила Илью, зачем он пожаловал, и предполагала, что пришел он забрать дитя её, и таким образом наказать женщину за все её грехи. Но тот воззвал к богу и излечил ребёнка.
Особо красочно удалось передать художнику образ Дон Жуана, взятый из второй песни одноимённой поэмы Байрона.
Глаза открыл он и закрыл устало
Недоуменье. Чудилось ему,
Что лодку то качало, то бросало,
И с ужасом он вспомнил - почему,
И пожалел, что смерть не наступала.
И вдруг над ним сквозь сон и полутьму
Склонился лик прекрасный, как виденье.
Лет восемнадцати, а то и менее.
(Рихард Штраус. Реприза из симфонической поэмы «Дон Жуан»)
Хочу показать вам несколько не менее интересных картин Форда Мэдокса Брауна:
Сегодня мы обратились к живописи английского художника-прерафаэлита Форда Мэдокса Брауна. Великого художника, наделённого талантом и потрясающим складом ума, ведь как по-иному можно объяснить те несхожие друг на друга завораживающие сюжеты его полотен.
В целом, можно сказать, что прерафаэлиты внесли большой вклад в историю живописи, о котором следует говорить. Это были одаренные люди со своей искусной манерой и общей идеей, воплощенной в многих работах XIX века.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием