Джованни Баттиста Тьеполо – великий итальянский художник стиля рококо
Всем привет!
С вами @annaart. Сегодня я хочу рассказать о самом крупном мастере венецианской живописи XVIII века Джованне Баттиста Тьеполо.
Родился художник в 1696 году в Венеции. Его отец был шкипером торгового судна, красивым мужчиной с тяжелым, конфликтным характером, из-за которого был убит в одной из пьяных драк. Так глава семейства оставил свою супругу одну для воспитания шестерых детей в условиях бедности.
Джованни Батиста с ранних лет проявлял интерес к искусству, поэтому в 14-летнем возрасте мать отдала его в мастерскую портретиста и живописца Грегорио Ладзарини в надежде на дополнительный заработок. Быстро изучив итальянские традиции, мальчик стал помогать выполнять коммерческие заказы своему учителю. Вскоре его качественная работа привлекла внимание многих известных художников и помогла наладить деловые связи.
Через 5 лет Тьеполо выработал свой собственный стиль, отличающийся легкой и динамичной манерой. Многие искусствоведы считают, что на его картинах того периода прослеживается сильное влияние Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта, творчеством которых он очень восхищался.
Эта картина – первый официальный заказ-фреска молодого художника для церкви Оспедалетто.
В 21 год Джованни Батиста покинул стены мастерской Ладзарини и стал членом венецианской Гильдии живописцев Фралья. Еще через несколько лет женился на сестре известных и влиятельных художников Гварди. Этот брак принес ему не только дополнительную славу, но и девять детей, двое из которых, к сожалению, умерли еще в младенчестве.
В последующие годы Тьеполо много работал, упорно овладевая мастерством живописца. Особую известность и звание «модного художника» получил благодаря крупному заказу аристократа Дионисио Дельфино, в основе которого лежала роспись капеллы и дворца фресками. Мастер блестяще справился с заданием в течение двух лет. Хотя, такие большие масштабы обычно занимали более длительное время, учитывая сложность подготовительных работ и геометрического расчета.
Самыми известными работами живописца на пике его творчества считаются также росписи во дворце Скуолы Кармини и на вилле Пизани в Стра. Тут его фресковые композиции представляются еще более воздушными и свободными в выборе цветовых гамм и направлений экспрессивного движения кисти.
«Все лучшее, созданное Тиеполо, — плафоны, — писал Александр Бенуа. — … Если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке».
К своему 54-летию Джованни Батиста стал живописцем общеевропейского масштаба. А чуть позже он выполнил свою центральную работу – фресковое убранство в баварском Вюрцбурге. Росписи на потолке над лестницей, в придворной церкви и в Зале кайзера сегодня относят к самым популярным шедеврам искусства.
В последние годы жизни художник по приглашению короля Испании Карла III уехал в Мадрид для росписи плафонов в его дворце. Тут он работал до самой смерти.
Тьеполо умер в испанской столице в 1770 году. Его работы выставляются в крупнейших музеях мира – от Эрмитажа до Лувра или Метрополитен-музея.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Картины современных художников со всех уголков земного шара для вас!