Франсиско Гойя – яркий представитель художественной эпохи романтизма в живописи
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – один из самых ярких представителей художественной эпохи романтизма в живописи.
За 82 года жизни он создал около 500 картин, 300 гравюр и тысячи рисунков.
Похищение Европы
Молодые годы Франсиско Гойи
Франсиско родился 30 марта 1746 года в семье дочери обнищавшего идальго и баска, известного в Сарагосе мастера по золочению. Именно отец привил будущему художнику жизненную позицию, протянувшуюся сквозь всю его непростую жизнь: приземленность, честность и глубокую любовь к простому люду.
Поклонение имени Бога
Франсиско, самый младший в семье, рос вместе с двумя братьями, один из которых стал священником, а другой унаследовал отцовское дело. Младшего сына в юности отдали в подмастерья и ученики к художнику Лусану-и-Мартинесу, в мастерской которого Франсиско и начал свой творческий путь.
Начало творческого пути
После серии неудач, постигших молодого художника на первых выставках, в 1771 году Гойя стал победителем Пармской академии, где его картина была впервые отмечена за тонкую и изящную работу с цветом и экспрессивность.
Успех принес Франсиско новые заказы. В течение последующих лет Гойя писал фрески для соборов в Сарагосе, что принесло ему большие по меркам тех времен деньги и признание.
В 1775 году Франсиско перебрался в Мадрид и позднее был принят в королевском дворце. При дворе, вплоть до первой декады 19-го века, Гойя активно писал портреты и картины для шпалер, украшая опочивальни знати сценками из жизни простого народа в свойственной ему неоклассической манере.
В эти годы было создано множество шедевров, в которых были и портреты великих людей, и отражение захлестнувших страну бедствий и войны.
Маха одетая
Франсиско было 46, когда из-за тяжелой болезни он потерял слух, но это не заставило художника отложить кисть. Напротив, чем хуже становилась обстановка в стране и жизнь самого Гойи, тем больше он создавал, и тем меньше в его творчестве оставалось ярких красок.
Чрезвычайно тяжелые годы в болезни он провел в своем загородном "Доме Глухого", стены которого сам расписал маслом. На смену радостным сценкам, которыми он украшал когда-то мадридский дворец, пришли тяжелые и мрачные сцены войны и лишений, устрашающие, многоликие и экспрессивные.
Художник творил вплоть до своей смерти в изгнании во Францию, где занимался литографией, и писал все те же сценки из жизни простых людей, портреты своих знакомых.
Похороны сардинки
Основная концепция работ Франсиско Гойи
Сложное и глубокое по своей сути творчество Гойи часто изображает глубинные пороки человеческой натуры и общества. В архетипах и аллегориях, источники для которых мастер находил в народных сказаниях и легендах, угадываются образы насилия, страданий простого народа и несправедливости.
Поборник высоких гуманистических принципов в творчестве, как и в жизни, глубоко сопереживал народу Испании во время французской оккупации, и осуждал бессилие власти, неспособной помочь своим подданным. Однако, даже в самых мрачных образах Гойи ощущается вера в лучшее, стремление к движению и обновлению, протянувшееся сквозь творчество художника красной нитью.
Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года в Мадриде
Великаны
Жертвоприношение для Весты
Король Испании Карл IV и его семья
Молочница из Бордо
Продавец посуды
Сатурн, пожирающий своих детей
Творчество Гойи оказало колоссальное влияние на живопись всей Европы 19 века, и ощущается до сих пор.
Статья подготовлена @kayros для @vp-painting
Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»