Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Геррит ван Хонтхорст: и сквозь столетия горит свеча…

В Эрмитаже вниманию посетителей представлено столько картин, что зачастую они, посетители, пробегают мимо великолепных полотен. Особенно если это коллективная экскурсия. Все бегом, мимоходом, на лету…

Но сколько бы я ни бывала в этом «музее музеев», замечала – у этой картины останавливаются все, даже рискуя отстать от своей группы. Застывают в неподвижности, всматриваются в холст, перешептываются: «Как можно так правдоподобно изобразить свет от свечи? Кажется, что он колышется. Как реалистично!».

Я говорю о картине голландского художника Геррита ван Хонтхорста «Детство Христа» (1620 г.).

Вообще-то, в том, что изображение завораживает и заставляет остановиться, всмотреться, изумиться, почти ничего удивительного нет. Дело в том, что той эпохе, во время которой творил Хонтхорст, было присуще реалистично отображать пространство и объём. Более того, – гиперреалистично. Наряду с этим художник в своем творчестве придерживался очень популярного в тот период стиля барокко, суть которого – натурализм, интенсивность, эмоции, роскошь, цветистость и динамичность.

Вы спросите, где же в данной картине роскошь и динамичность? Да, их и правда нет. И вот почему: голландцы своеобразно отнеслись к итальянскому барокко, они оставили натурализм, но приглушили эмоции и динамику и отдали предпочтение спокойствию и атмосфере тепла.

В теплом пламени свечи

Непросто (и даже преступно) фотографировать картины в музеях и галереях, ведь фото не передаст и тысячной доли того, что испытываешь, застыв перед подлинником. Тем не менее, посмотрите, даже на фотографии можно рассмотреть каждую складочку на одеянии старика, морщины на его лице, вьющиеся волосы – всё очень живо и правдиво. То же самое можно сказать и об изображении мальчика – Иисуса. И уж, конечно, отдельная тема – свеча. Ведь по большому счету именно она создает атмосферу, именно она – в центре, и всё происходящее на полотне – происходит вокруг нее. Похоже, что даже ангелы что-то говорят о ней. А может, о работе плотника…

Горящая свеча является единственным источником освещения в комнате, она очень естественно добавляет тепла и уюта всей обстановке, всему действу. В этом Хонтхорсту не откажешь: ма́стерское изображение ночных сценок в условиях искусственного освещения – это характерный стиль художника, не случайно современники прозвали его «ночным Герардом». Благодаря свече, вся картина «Детство Христа» излучает тепло и умиротворение. Очень теплая общая гамма! Оттого и картина гармонична. Оттого и притягивает взгляды, оттого и не могут люди пробежать мимо.

Немного истории

Ранние годы жизни Иисуса не были подробно описаны вплоть до II века. Только когда христианство начало приобретать статус официальной религии, стали появляться эти описания. А следом за ними и изображения. Взяв за основу «Евангелие детства» («Евангелие от Фомы»), Хонтхорст воссоздает на холсте эпизод помощи мальчика Иисуса своему земному отцу – плотнику Иосифу.

Что позволило художнику банальный, в общем-то, сюжет (если не брать во внимание его божественную направленность) превратить в событие, в шедевр? Геррит – крупнейший в Голландии последователь Караваджо. По примеру своего кумира он прибегает к приему резких контрастов света и тени, которые как раз и были разработаны великим итальянцем (техника «кьяроскуро»).

Было время, когда считалось, что «Детство Христа» – это хорошая копия полотна Караваджо. Однако позже было признано, что изображение персонажей простонародных типов, хоть бы и божественного происхождения некоторых из них, характерно для голландского поклонника Караваджо и не характерно для самого итальянского живописца (ну, разве что в совсем ранний период творчества).

В завершение еще раз вернусь к свече (ну, завораживает же, притягивает, буквально не дает отойти от картины). Искусствоведы считают, что свечу на правах достаточно сильного источника света на этой картине можно отнести к евангельским словам Иисуса: «Я свет миру» (Иоанн, 8:12), и что именно этот подтекст придает бытовой сценке монументальный колорит.

Картина поступила в Эрмитаж в 1925 году из Петербургского собрания П. П. Дурново.

Фото из личного архива автора


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

24
92.043 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые