Иероним Босх – еретик, религиозный фанатик или алхимик?
Иероним Босх достойно продолжил традиции своей семьи, поскольку и отец – Антонис ван Акен, и дед – Ян ван Акен, были профессиональными художниками, весьма прославившимися в Северном Брабанте, что находился в Бургундском герцогстве. Родился он в городе Хертогенбосх, усечённое название которого и стало впоследствии его псевдонимом. Точная дата рождения Иеронимуса ван Акена (его настоящее имя) неизвестна досконально, что-то около 1453 г.
Отец художника состоял художественным советником при братстве Нотр-Дам – религиозно-благотворительного общества, объединявшего местную элиту. Общество практиковало поклонение Богородице и, разумеется, художники занимались тем, что писали алтарные картины, славящие деву Марию, и оформляли капеллы, посвящённые ей.
Начало творческого пути
После смерти Антониса ван Акена в 1478 году, Иероним, как и остальные дети, а их было пятеро, унаследовал приличное состояние. Он продолжил своё обучение живописи в Гаарлеме и Делфте в Голландии, а в 1480 году вернулся обратно в Хертогенбосх. В этом же году а реестре граждан города появляется упоминание о нём, как о художнике-мастере.
Удачная женитьба на наследнице солидного капитала – дочери именитого нотариуса – избавила художника от необходимости волноваться о материальном благосостоянии семьи, и дала ему возможность посвятить себя любимому делу. Он мог позволить себе выбирать лишь те заказы, которые представляли для него интерес с точки зрения совершенствования своего мастерства. И, как итог, Иероним Босх создал своё направление в живописи – гротескно-фантастическое.
Как ни странно, но осталось лишь несколько оригинальных рисунков Иеронима Босха и примерно 30 живописных трудов, лишь на семи из которых стоит подпись автора. Писал он их в основном на специально обработанных дубовых досках. Специалистам пришлось долго корпеть, определяя по стилистике хронологию создания его работ. К тому же, существует немало копий картин Босха, что значительно усложняет процесс их идентификации.
Правда, среди них есть копии, созданные ещё при жизни самого художника в его же мастерской, которые сами по себе обладают значительной художественной ценностью. Даже автопортрет Иеронима Босха (предположительный, правда) дошёл до наших дней тоже в копии.
Признание и слава
Примерно в 1486-1487 гг. художник, как когда-то и его дед и отец, становится членом всё того же братства Нотр-Дам. Где-то в 1490-м, на заказ общества, он расписывает ставни капеллы собора, а через пару лет создаёт там же витражи. Через некоторое время он расписывает канделябры Нотр-Дам, а в 1511-1512 гг. пишет распятие. За всё это он получал чисто символические суммы, которые едва покрывали расходы на необходимые материалы, что явно свидетельствует о благотворительном характере его работ.
В конце концов, его слава, как талантливого художника, разлетелась далеко за пределы родного города, и он начинает получать заказы от весьма именитых особ. Для герцога Кастилии и Арагонии – Филиппа I Красивого, он пишет триптих «Страшный суд».
Левая створка повествует о грехопадении. Действие происходит в раю, который, судя по скудности детализации, мало интересовал автора. Зато страшный суд – центральная часть триптиха, и ад – правая створка, просто изобилуют детальной проработкой. Вероятно, всё дело во времени написания творения – примерно 1500-1510 годы. Глубокое средневековье: инквизиция, войны, чума.
Вот лично моё мнение: церковь в то время только и делала, что нагнетала и без того напряжённую обстановку, запугивая несчастный люд всевозможными небесными карами. А поскольку Иероним Босх состоял при религиозном сообществе, хоть и со светским оттенком, церковные веяния, конечно же, наложили свой отпечаток на его произведения: мрачный век – мрачные тона.
Тайные письмена или суть мировоззрения?
Ещё один триптих – «Сад земных наслаждений»:
Споры о смысле изображённого на нём, не утихают по сей день. Первый, кто пытался «расшифровать» картину, был монах Хосе де Сигуэнца. В 1605 году он писал, что произведение весьма нравоучительно и показывает погрязшее в земных грехах человечество, напрочь забывшее первозданную красоту утраченного рая. Хосе де Сигуэнца считал, что с картины нужно сделать побольше копий и распространить во имя вразумления заблудших.
А вот критик Вильгельм Фраенгер полагал, что Иероним Босх символически изобразил в триптихе мировоззрение секты адамитов, к которой, может быть, принадлежал. Адамиты практиковали массовые ритуальные совокупления с целью отрицания первородного греха.
Некоторые учёные полагают, что в «Саду земных наслаждений» символически зашифрованы алхимические превращения. Кто-то видит в нём аллегорический брак Бога с земной церковью. А кому-то кажется, что всё изображённое – просто плод воспалённой фантазии автора.
Очень популярным среди современников Босха был его триптих «Искушение святого Антония»:
Существует большое количество его копий и версий. Написан он был, судя по всему, по мотивам популярного в то время сборника апокрифических рассказов «Золотая легенда». Один из рассказов был посвящён описанию жития отшельника Антония, который жил предположительно в III-IV веках в Египте. Святого почитали целителем и защитником от пожаров. В начале своего подвижничества он неоднократно был всячески искушаем демонами, но остался твёрд в своей вере.
Особое внимание современников привлекала фигура распятого Христа, которую не сразу и заметишь в полуразрушенной башне, рядом с фигурой отшельника, но именно распятие, как считают, и является смысловым центром триптиха.
Очень часто в произведениях Босха появляются разнообразные твари, пожирающие друг друга – видимо, этот отвратительный порок волновал людей и в те времена, и изображал его художник в очень неприглядном виде.
Вне канона
Один из триптихов, на котором мы не увидим жутких созданий и падших во грех представителей рода человеческого – «Поклонение волхвов»:
Написан он был на заказ бюргера города Хертогенбосх – Питера Бронкхорста, и его жены Агнессы. Оба они изображены на правой и левой части триптиха коленопреклоненными и в сопровождении своих небесных покровителей: святых Петра и Агнессы.
Центром триптиха, как ни странно, является вовсе не Богородица со святым младенцем, а волхвы. И ещё одно нарушение канона изображения подобного рода: Иосиф, высушивающий пелёнки над костром. Чем-то это напоминает отсылку к гностикам, предполагавшим скорее человеческую природу Христа.
Из хлева выглядывает странная фигура в алом плаще и в короне, сплетённой из веток терния (символы будущих страстей Христовых). Полагают, что так художник изобразил самого искусителя. Кроме того, перспектива изображения сверху вниз (а не как обычно для такого рода картин – снизу вверх), придаёт сюжету несколько обыденный вид, в результате чего он теряет свою сакральность.
Напрасная жертва?
На меня произвела большое впечатление работа Иеронима Босха «Несение креста»:
Всматриваясь в отвратительные лица, окружающие Иисуса Христа, создаётся впечатление, что автор неоднократно раздумывал о тщетности жертвы Спасителя. Те, ради кого он пришёл с благой вестью, и во имя спасения кого отправился на Голгофу, просто сборище сплетничающих зевак, да злорадствующие.
Исключение составляет лишь святая Вероника, держащая белую ткань с нерукотворным ликом Христа.
Оригинальный рецепт избавления от дураков
Достаточно смелое произведение Иеронима Босха – «Корабль дураков», иллюстрирующее сатирическую поэму Себастьяна Бранта с тем же названием. На корабль помещены глупцы, продолжающие держаться за тёмные суеверия, в том числе и религиозного толка, и поклонники разных сомнительных теорий. В поэме Бранта их предлагают посадить на один корабль и отправить в Глупландию на ПМЖ.
Судьба, порой, бывает благосклонна
Да, Иероним Босх оказался одним из тех счастливчиков, которому повезло заниматься любимым делом, совершенно не бедствуя. Что он зашифровал в своих картинах, полагаю, известно только ему. Каждый увидит своё.
А может быть, всё гораздо проще, как у Ф. И. Тютчева:
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Одна из записей братства Нотр-Дам гласит, что 9 августа 1516 года была отслужена панихида в кафедральном соборе города Хертогенбосх по почившему Иерониму Босха.
Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии
Автор статьи — @seagull15