Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

Искусство на миллион: Пабло Пикассо «Сон»

В рубрике «Искусство на миллион» продолжаю рассказывать о картинах, которые были проданы или оценены более чем в 1 млн долларов.

Кто авторы этих картин? Кто их приобретает? Почему они так ценны? Давайте попробуем разобраться.

Пабло Пикассо «Сон»


© 1

Размер130 × 97 см
Материалымасло, холст
Стоимость~155 млн долларов
Текущее местоположениечастная коллекция Стивена Коэна
Датируется1932 г.

Пабло Пикассо – один из самых продаваемых, узнаваемых и популярных художников прошлого века. За годы своего творчества он опробовал множество стилей, направлений и техник: импрессионизм, кубизм, сюрреализм и другие.

Картина «Сон» (фр. Le Rêve, англ. The Dream) написана в период сюрреалистического творчества художника. Это направление в живописи стремилось к изображению непознанного и иррационального, было призвано освободить художников от принятых приемов изображения форм.

В ярких и колоритных красках полотна многие искусствоведы видят скрытый смысл и символизм: красный – страсть, желтый – гармония, голубой – ожидания чуда, зеленый – умиротворение, белый – надежду. Ну что же, тут спорить не стану, каждый сам может ассоциативно «расшифровать цвета».

Картина имеет два фокусных центра – голова девушки и ее руки. Верхняя часть изображает лицо в фас, но изогнутая черная линия разделяет и деформирует его, одновременно показывая профиль. Такой прием станет одним из излюбленных для Пикассо. Часто отмечают, что в верхней части лица изображено не что иное, как пенис, и таким образом выражается эго художника.

С руками тоже все не так однозначно. То ли это отсылка к беременности девушки, которая таким движением даже во сне пытается закрыть еще нерожденного младенца от всех невзгод; то ли это изображение самоудовлетворения, что больше вписывается в общую концепцию картины.

Мария Тереза Вальтер – муза и любовница Пабло Пикассо

Натурщицей для создания картины стала Мария Тереза Вальтер. Любимая женщина Пикассо, которой он посвятил большую серию работ.

Не нужно быть искусствоведом, чтобы видеть, насколько картина пропитана эротизмом. Округлые формы на портрете, даже в сюрреалистичной манере, передают женственность и привлекательность девушки. Эти черты присущи всем портретам Марии Вальтер, так художник больше никого не рисовал.

Для сравнения покажу вам другой портрет – «Обнаженная в красном кресле» (слева), где изображена Вальтер и «Бюст женщины» (справа), на котором изображена другая муза Пикассо – Дора Маар. Я специально выбрала один из «нейтральных» портретов Доры, так как основная серия, в которой она была натурщицей – «плачущие женщины», посвящена войне, а ее никак не сравнить с нежными чувствами.


© 2,3

Мария Тереза Вольтер и Пабло Пикассо познакомились, когда ей было 17, а ему 46. К тому же художник был в то время женат на Ольге Хохловой – русской балерине. Эта связь раскрылась после того, как Мария забеременела и родила девочку. Все закончилось очень тривиально: новоиспеченная мать потребовала узаконить отношения, чему законная супруга, естественно, воспротивилась. Художник решил не делать сложный выбор и закончил отношения сразу с обеими женщинами.

Но даже после того, как художник и муза расстались и в его жизни появилась Дора Маар, Пикассо продолжал заботиться о своей дочери и ее матери: поддерживал материально, как мог оберегал от ужасов Второй Мировой войны. Если бы я писала пост в разрезе романтических отношений, то наверняка бы назвала "отношениями на всю жизнь". У Вальтер после расставания не было других мужчин, поговаривают, она и смерть Пикассо не смогла пережить.

Аукционная история картины

Почти за 80 лет картина обзавелась довольно интересной и любопытной историей, и вдобавок ко всему, значительно выросла в цене.

В 1941 году ее приобрели коллекционеры Виктор и Салли Ганц, отдав за нее 7000$. После смерти, она была продана на аукционе Christie's за 48 млн долларов. Для 1997 года это была практически рекордная цена. Владельцем стал Вольфган Флеттл, которому пришлось продать ее из-за экономических трудностей в 2001 году.


© 4
Новым владельцем стал магнат игорного бизнеса Стив Уинн, заплативший за нее уже 60 млн долларов. Когда же дело дошло до очередной сделки, случилась маленькая неприятная ситуация: уже после договоренности о продаже "Сна" Стивену Коэну, оценки ее состояния экспертами, незадачливый хозяин жестикулировал возле картины, показывая ее гостям, да так, что с размаху сделал в ней прореху.

“Локоть на 40 млн долларов” – так окрестили происшествие журналисты. Сделку пришлось отложить практически на 6 лет, пока картина была на реставрации и проходили суды со страховыми компаниями.

Продажа состоялась весной 2013 года в частном порядке, поэтому ценник в 155 млн долларов – лишь приблизительная стоимость. А Стивен Коэн наконец-то стал законным владельцем еще одного полотна.

Почему так дорого?


Все дело в том, что картины Пикассо и так имеют высокую цену на арт-рынке. По сути, к художнику применимы все категории с приставкой "самый": известный, продаваемый, дорогой, признанный, популярный.

Картины Пикассо этого периода ценятся на рынке очень высоко. Известно, что стоимость двух полотен 1932 года с изображением Мари-Терезы уже перешли порог 100 миллионов долларов. В 2010 году на Christie’s на аукционе была продана картина «Обнаженная, зеленые листья и бюст» за 106,4 млн долларов, при этом она стала самым дорогим произведением искусства, проданным когда-либо на открытых торгах (на тот момент, как вы уже поняли, звание "самой дорогой" меняется часто).

Коэн покупает не просто дорогие картины художников "первой линии", он отдает предпочтение культовым картинам. Похоже, что ему нравится таким образом влиять на арт-рынок, задавать его тенденции, влиять на историю искусства, создавать историю автора. Например, именно он приобрел акулу в формальдегиде Херста – «Физическую невозможность смерти в сознании живущего» за 8 млн долларов, чем, по большому счету, сделал Херста звездой современного искусства.


Дополнительные ссылки по теме и источники

Изображения - 1, 2, 3, 4.
Интересный анализ символов картины "Сон".
Зависть к пенису: кто купил продырявленного Пикассо за рекордные 155 миллионов – статья на лента.ру – содержательно и на русском.
С легкой руки журналистов картину назвали проклятой, а Коэну посоветовали избавиться от нее.


Статья подготовлена @dajana для @vp-painting


Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

69
228.317 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (29)
Сортировать по:
Сначала старые