История одной картины. «Дурочка Алёнушка» Виктора Васнецова
Да-да, первоначально картина именно так и называлась – «Дурочка Алёнушка», и при этом художник не иронизировал и уж тем более не собирался никого обижать. Просто «дурочками» в те времена называли всех сирот и юродивых женского пола.
Если исходить из «сказочной» версии создания полотна, то всё сходится: Алёнушка с братцем Иванушкой рано лишились родителей, а когда к этому несчастью добавилась история с потерей непослушного братца, Алёнушкино сиротство усилилось, ведь она осталась одна-одинёшенька на всём белом свете... В чём, собственно, и заключается суть картины. Впрочем, не всё так однозначно.
Некоторыми критиками «сказочная» версия картины не поддерживалась. Они подчёркивали, что в образе Алёнушки художник воплотил жалкую долю юных крестьянок, которых в ту пору было немало в любой российской деревушке. А сказка тут совсем ни при чем.
Так кто же изображён на картине?
Что бы ни утверждали критики и что бы ни предполагал обыватель, подробности внешности Алёнушки всё же указывают на то, что на картине – не абстрактная фигура, а совершенно реальный тип простой девушки из народа. Об этом, считают искусствоведы, можно судить и по старенькому, явно застиранному, сарафану, и по огрубевшим ступням, и по растрепавшимся волосам.
И хотя некоторые черты лица имели определённую схожесть с девушкой Верой – дочкой С. Мамонтова, позировавшей Серову (помните «Девочку с персиками»?), всё остальное говорит о том, что первообраз центральной фигуры – всё же обычная селянка, встреченная Васнецовым в Ахтырке – имении Мамонтовых, где и находился художник в тот момент.
Кстати, на это указывает и признание самого Васнецова, что разом снимает все остальные догадки (однако сказочность при этом каким-то образом не исчезает):
Но посмотрите, вот еще высказывание художника, и оно куда подробнее раскрывает создание образа этой картины:
В общем, похоже, что образ Алёнушки вобрал в себя «многое из многих» женских персонажей. Всё подсмотренное, подмеченное острым глазом талантливого художника воплотилось в этом шедевре.
Любимая картина
Васнецов не раз говорил друзьям, что «Алёнушку» он любит больше других своих картин. В ней, по его мнению, нет ни одной детали, которая бы нарушила единство настроения персонажа и окружающей природы. Вот и критики отмечали, что вся история отечественной живописи до «Алёнушки» не знала примеров, где бы передача душевных тревог была подана с помощью тонко воссозданного состояния природы.
Посмотрите, ведь и правда, общий настрой создается художником при помощи метких элементов пейзажа: неслышного природного увядания, тёмного омута, приглушённых красок, тусклого неба, палой листвы на водной глади и на бережке, подчёркивающей безысходность на личике девушки. Наряду с этим пейзаж не условен и не абстрактен, а очень даже узнаваем (любой скажет, что это средняя полоса России).
Искусствовед Н. А. Прахов отзывался об «Алёнушке», как о «вещи неувядаемой красоты». Впрочем, были и другие мнения… Например, художественный критик В. В. Стасов, известный своей принципиальностью в плане достоверности воспроизведения действительности, называл «Алёнушку» «плаксивой, уродливой и сентиментальной фигурой, вовсе не свойственной таланту Васнецова». Кто-то подмечал непропорциональные части тела героини, а кто-то – недостаточно прорисованную траву и отражение девушки в воде...
Возможно, эти взгляды имели некоторое влияние на решение Павла Третьякова о приобретении картины для галереи. Будучи дальновидным, известный меценат в этот раз ошибся: он не стал покупать «Аленушку», она оказалась в другом собрании, и лишь в 1900 году была приобретена Третьяковкой, где и находится сегодня на радость поклонникам Виктора Васнецова.
P.S. Издавна из уст в уста народ передаёт такую легенду. Московскому обществу начала XX века стало известно, что крестьянке, с которой Васнецов писал свою героиню, удалось счастливо выйти замуж. А потому приезжающим на заработки в столицу деревенским девушкам следовало обязательно побывать у этой картины, что сулило им непременное семейное счастье. Позже у «Алёнушки» стали простаивать, внимательно всматриваясь в изображение, не только бедные крестьянки… Так рождаются традиции.