Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

История одной картины. «Лунная ночь над Днепром» Архипа Куинджи: сенсация и связь с нечистой силой

Этой картине изначально была предопределена судьба картины-легенды, картины-феерии, картины-таинства. Мистика, секретный состав красок и даже предположения в связи с нечистой силой – всё это было. Да и сегодня продолжает быть. Увидеть в Третьяковской галерее человека, застывшего в неподвижности возле этого полотна и словно бы потерявшего бег времени, – явление обыденное…

А. И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре", 1880 г.

И сразу сенсация!

Лето и осень 1880-го года. В судьбе художника Архипа Ивановича Куинджи это было время, когда он окончательно разошёлся с передвижниками. Особо переживать было некогда, он был захвачен работой над новым сюжетом. Вскоре картина была закончена, и, даже нигде пока не выставленная, кроме как в собственной мастерской, полотно мгновенно обросло слухами, все говорили про феерическую красоту «Лунной ночи…».

Куинджи невольно поддерживал этот флёр таинственности, открывая по воскресеньям свою студию и впуская товарищей не более чем на два часа, давая им возможность посмотреть на ещё даже незавершённую картину. Среди тогдашних посетителей были Яков Полонский, Иван Тургенев, Дмитрий Менделеев, Иван Крамской и др. А спустя короткое время уже целые толпы петербургской публики осаждали двери мастерской.

Известен повышенный интерес к полотну издателя и коллекционера той эпохи Козьмы Солдатенкова. Но ещё до выставки, прямо из мастерской, «Лунную ночь на Днепре» купил, заплатив несказанно огромную сумму, великий князь Константин Константинович.

А вскоре картина была выставлена в Петербурге в зале Общества поощрения художников. Персональная выставка из одной картины (причём, картины сравнительно небольшого размера) – событие необычное для того времени. К тому же полотно не могло похвастаться каким-то значительным сюжетом, а представляло собой достаточно незатейливый пейзаж. Но успех оказался много выше предполагаемого отклика, выставка стала громкой сенсацией. Улица (Большая Морская) была запружена народом, люди готовы были отстоять несколько часов в очереди, чтобы насладиться этим незаурядным творением. Организаторы выставки вынуждены были пускать посетителей в зал группками, дабы избежать давки.

«А нет ли там подсветки?»

Куинджи всегда очень тщательно готовился к такому событию, как экспонирование своих картин, заботился об их хорошем освещении и о том, чтобы им не мешали полотна, расположенные рядом. «Лунная ночь на Днепре» находилась на стене одна. Художник знал – чтобы усилить эффект сияния ночного светила, необходимы условия искусственного освещения, поэтому он распорядился закрыть окна плотными портьерами и направить на картину электрический свет – ярким лучом. Народ ступал в сумеречный зал и замирал, потрясённый холодным сиянием лунного блеска.

…Сверкающий, с едва заметной прозеленью лунный диск распространяет колдовской, фосфоресцирующий свет на землю, погружённую в безмятежность тёмной ночи. Этот свет был настолько силён, что кое-кто из зрителей заглядывал за холст, подозревая о скрытом там фонаре, лампе или хотя бы зажжённой свече. Но ничего такого не обнаруживалось, а луна как ни в чём ни бывало излучала и излучала свой таинственный, зачаровывающий свет.

Небесная сфера у Куинджи величественна и вечна, что не может не изумлять зрителей, они в один миг оказываются сражены мощью Вселенной, её необъятностью и торжественностью. Ярким светом луны оттенены глубины синевы. Благодаря его фосфоресцированию происходит превращение классического лунного мотива в феноменальный, многозначащий, магнетический и загадочный мир, полный поэтически-трепетного восхищения. Шла молва даже о каком-то особом, секретном составе красок и о диковинных художественных приёмах, которыми якобы пользовался художник. Слухов про его таинственные методы и секреты красок было много еще при жизни живописца. Некоторые пробовали изобличить его, разгадать все его фантазии и, не выяснив ничего, обвиняли в связи с нечистью и потусторонними силами.

Скорее всего, эти слухи были порождены тем, что Куинджи был зациклен на идее иллюзорной передачи натурального, природного освещения, на поисках композиции, которая обеспечила бы наибольшую убедительность широкого и объемного пространства. Эти задачи художник успешно и блестяще решил. Помимо этого, он всегда одерживал победу среди товарищей по кисти в таком деле, как различение мельчайших изменений световых и цветовых раскладок и пропорций. Вот и все «секретные секреты» мастера…

Восхищение и безоговорочное признание

Восторженные статьи о выставке одной картины появились во всех газетах и журналах России. Репродукции «Лунной ночи…» разошлись по стране тысячами экземпляров. Поэт Яков Полонский, с которым Куинджи был дружен, писал:

Поэтом Константином Фофановым было написано замечательное стихотворение «Ночь на Днепре», которое композитор Браун положил на музыку. Народ был в полном восторге от иллюзии естественности лунного света. Народ, отмечал Илья Репин, стоял перед полотном «в молитвенной тишине», и почти все зрители покидали зал прослезившимися:

Под властью Вечного и Божественного

Великому князю Константину Константиновичу, купившему картину, так нравилось творение Архипа Куинджи, что он решил не расставаться с ним даже в предпринятом им кругосветном путешествии. Это неприятно поразило и расстроило Тургенева, находившегося в это время во Франции, он не сомневался, что картина будет погублена из-за солёных испарений воздуха и прочих ужасных для холста и красок факторов. Писатель даже нанёс визит великому князю в Париже и уговаривал оставить картину хоть ненадолго в Париже. Тургенев рассчитывал на здравомыслие князя и мечтал выставить «Лунную ночь…» в галерее Зедельмейера, где для неё были бы созданы надлежащие условия хранения.

Увы, Константин Константинович не поддался на уговоры. Воздействие влажного, пропитанного солью морского воздуха, разумеется, негативно сказалось на красках, и пейзаж сильно потемнел. Но сияние луны и призрачную рябь на реке гениальный художник сумел передать с такой мощью, что и спустя почти 140 лет зрители незамедлительно оказываются под властью Вечного и Божественного.


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

19
254.036 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (10)
Сортировать по:
Сначала старые