Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

История одной картины. О непростой судьбе «Дамы в голубом» Константина Сомова

«Джоконда современности», «символ эпохи», «образец декаданса в живописи», «проклятая»… Как только ни называли картину Константина Сомова «Дама в голубом»! И добавляли, что её можно с полным правом называть лучшей работой художника.

К.Сомов "Дама в голубом", 1897-1900 гг.

Почему же эта лучшая работа имеет если не дурную, то далеко не однозначную, а зачастую и просто суеверную, мистическую, невероятную славу, заставляющую даже истинных ценителей живописи обходить её стороной? Загадка…

Знамение времени

Портрет художницы Елизаветы Мартыновой (именно она изображена на полотне) подобен хрупкому цветку, выросшему в каком-то призрачном саду. Критики говорили, что в русской живописи той эпохи присутствует совсем немного портретов, представляющих собой в высшей степени знамение эпохи. Этим своим творением Сомов заявил о новом понимании женственности, о создании им идеала, своего типа (образца) «прекрасной Дамы».

Художника и Мартынову связывала многолетняя дружба. Сомов не был увлекающейся натурой и, похоже, Елизавета была из незначительного числа тех, кому он искренне симпатизировал. Они оба обучались в Академии художеств, её поэтический образ постоянно тревожил его, и он обращался к нему неоднократно. Еще в студенческие годы, в пробных своих этюдах он воплощал личные ощущения от того, что называют живой натурой. И вот в 1897 году он начал работать над совершенно новым серьёзным портретом Мартыновой, вооружённый собственным четко проработанным планом.

Повседневное = возвышенное

Художник помещает Мартынову в ушедшую эпоху, видит её в старинном одеянии на фоне символического парка. В данном случае можно говорить о выдуманной природе, сотворённой людьми, о господстве вечернего или сумеречного покоя. О сути созданного Сомовым ретроспективного портрета высказались уже первые ценители и критики живописи, они заявляли, что данный портрет являет собой исключительно новое событие в русском искусстве. Константин Сомов – первый среди художников того времени, поставивший перед собой эту задачу и успешно её решивший.

Свою глубокую заинтересованность духовностью человека Сомову, безусловно, удалось передать в картине. При этом он ни в коей мере не нарушил традиций и наработок русской портретной живописи. Наряду с этим в «Даме в голубом» явно прослеживается новая направленность. Художник поднялся над прозаическим, бытовым, случайным, возвёл сотворённый им образ на пьедестал, далёкий от повседневности, прописал тень благородного очарования. Иными словами, он представил на всеобщее обозрение своё соображение о возвышенном и поэтическом, чуждом скучным будням.

Портрет Е. М. Мартыновой в исполнении Константина Сомова – это тонкий симбиоз изображения конкретного лица и обобщённого символа той эпохи: художником делается упор не только на истинные черты женщины, позирующей ему, но и на то, чем она явно охвачена – одиночеством и болезненностью, тем, чем собственно было охвачено всё искусство Серебряного века. Сомову удалось добиться явно видимой трагичности образа, и это многих тогда повергло в удивление, т. к. в жизни Мартынова отличалась жизнерадостностью и кипучей энергией. Подруга Елизаветы недоумевала:

Быть может, именно это и объясняет популярность картины, про которую искусствовед Игорь Грабарь сказал, что это, ни больше ни меньше, «Джоконда современности». Сомов отдал дань не только драматическим жизненным обстоятельствам конкретного человека, но и нравам данной эпохи. Тот же Грабарь отмечал изысканную грусть полотна Сомова, особое обаяние и непостижимую загадку. А историк искусства Александр Бенуа говорил, что работы Сомова, и «Дама в голубом» в частности, несут в себе дух времени – сумасшедшую любовь к жизни и одновременно безрадостный скепсис, глубочайшую хандру, порождённую недоверием к этой самой жизни.

«Не продавайте мой портрет!»

Едва «Дама в голубом» попала на выставку, ею незамедлительно заинтересовались члены Совета Третьяковки. Валентин Серов высказал мнение о непременном приобретении галереей этой картины. Однако его горячая рекомендация после некоторых размышлений не была поддержана. Дело в том, что в начале ХХ века в коллекции Третьяковской галереи предпочтение отдавалось художникам-передвижникам, и «Дама в голубом» среди них представлялась явно и даже чересчур… декадентской. Из опасений нарушить цельность собрания идея о покупке картины Сомова была отклонена. Но Серов сумел переубедить ответственных лиц, и «Дама в голубом» стала частью знаменитой коллекции.

Самой же Елизавете Мартыновой претил факт продажи её портрета. Она говорила категорическое НЕТ. Известно о её письме Сомову, в котором она не просто умоляла его, а решительно требовала не продавать полотно Третьяковке:

Сомов не внял просьбам Мартыновой. Он бедствовал и банально нуждался в деньгах. Картина была продана. А вскоре Елизавета Мартынова умерла. Ей было неполных 36 лет. Совпадение? Скорее всего, да. Тем не менее картина начала обрастать домыслами и мистикой. Молодые женщины старались не задерживаться возле «Дамы в голубом», либо потихоньку крестились, разглядывая возвышенное в своей тихой грусти лицо.

И всё-таки большинство любителей портретной живописи смотрят на «Даму…» с интересом, вниманием, желанием понять эту странную утончённую декадентку. Похоже, это пока никому не удалось, настолько глубоко запрятаны тайные мысли непостижимой, недосягаемой Елизаветы Мартыновой, воплотившей в своем образе целую эпоху.


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Посетите наш интернет-магазин Painting Market! У нас вы найдете картины современных художников на любой вкус :) Подарите себе и своим близким вдохновение!

1
162.515 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые