Иван Шишкин: груз жизненных драм, отчаяние, уход
На будущий год исполнится 120 лет со времени ухода из жизни великого русского живописца Ивана Шишкина.
Ему было 66 лет. Немного по меркам хоть 19-го века, хоть 21-го. Смерть была неожиданной для всех и мгновенной. Художник стоял за мольбертом, рядом с ним находился его ученик. Врачи констатировали разрыв сердца.
В преддверии печальной даты можно попытаться понять, что послужило прямой или косвенной причиной смерти гениального пейзажиста.
Счастливые годы
Мы, привыкшие к хрестоматийному, идеализированному образу Шишкина, который неизменно ассоциируется с такими определениями, как «поэт, воспевший на холстах красоту природы», «певец русских полей и лесов», с трудом можем себе представить, какие страсти кипели и какой огонь бушевал в душе великого мастера. А ведь он пережил немало личных драм, зная о которых его уход и диагноз уже не покажутся случайными. Скорее всего, уход, увы, был закономерен…
Первая половина жизни художника была наполнена свободной живописью, которая представляла собой в ту пору единственное горячее устремление и влечение Ивана Шишкина. Место его рождения и взросления – город Елабуга, колоритные окрестности которого вдохновляли будущего пейзажиста с раннего детства. Достигнув 20-летнего возраста, он покинул Елабугу. В Москве поступил в училище живописи и ваяния. Был серьезным студентом. Говорил:
Любовь и… череда трагедий
В 1867 году у Шишкина обучался живописи начинающий художник Федор Васильев, и вскоре произошло знакомство Ивана Ивановича с сестрой Васильева – Евгенией, оказавшейся моложе его на 15 лет. Через год она стала его супругой. Родственница Шишкина вспоминала, что он с удовольствием посвящал время семье, домашнему хозяйству, был любящим и нежным отцом для своих маленьких детей, обожал жену за простоту и домовитость, за то, что она обеспечивала ему возможность спокойной и плодотворной работы.
Счастье длилось недолго, шесть лет. 1872-й год ознаменовался началом черных бед в судьбе художника. Это был целый ряд смертей. Сначала отца – Ивана Васильевича, затем – маленького сына Владимира, после – брата жены и своего ученика, а также и лучшего друга Федора Васильева. На этом беды не закончились.
На следующий, 1873 год он теряет любимую жену, а еще через год – сына Константина. От всей дружной и счастливой семьи остались только сам Иван Иванович и дочь Лидия. Впоследствии художник вспоминал об этом периоде с ужасом. Говорил, что белому свету был не рад, потому что тот для него померк, и все воспринималось им как черно-белая гравюра, все было совершенно лишено цвета. Признается, что к жизни его сумела вернуть только родная Елабуга.
Период отчаяния
Но все было не так просто. А точнее, очень непросто. Период отчаяния сменил период пристрастия к алкоголю. Страшный период. Из него, по признанию самого художника, он выпутался благодаря живописи. Сила духа русского человека не позволила пропасть таланту. Божий дар не был пропит.
Искусство победило! Именно в это время Шишкин пишет картины, про которые спустя годы напишут, что это программные, жизнеутверждающие и прославляющие великолепие русских пейзажей полотна. Однако в действительности эти работы с большой натяжкой можно назвать безмятежными. Приглядитесь к знаменитой шишкинской картине «Рожь»…
Одну деталь, убеждены исследователи, художник добавил преднамеренно. Смотрится она совершенно диссонансно на фоне мощи и триумфа полноценной жизни. Речь о сухом дереве (см. задний план). Похоже на то, что всю картину мастер писал с натуры, а это дерево – нет. Его там просто не было. Оно дописано с умыслом. Возможно, так автором была обозначена собственная драма: после череды страшных потерь он сам ощущал себя умершим деревом.
Новое чувство и… снова трагедия
К жизни возродила художника не только милая сердцу Елабуга и могучая сила духа, но и новая любовь – Ольга Лагода. Ольга оказалась в числе первых тридцати женщин-вольнослушательниц, принятых на обучение в Академию художеств. Волей случая она была «прикреплена» к Шишкину в качестве ученицы. В 1880 году учитель и ученица поженились. В положенное время на свет появилась дочь Ксения, но не суждено было Ивану Ивановичу долго быть счастливым мужем.
Дочке не исполнилось еще и двух месяцев, как болезнь унесла ее мать. Художник был ошеломлен этой смертью. Для него это был потрясение, страшнее которого не придумать. Он писал другу, что понес ужасную утрату и что смерть забрала у него удивительную женщину, прекрасную жену, добрую мать и талантливую художницу, и что сердце его замирает от боли.
Внезапная кончина
Виктория – родная сестра скончавшейся Ольги сумела заменить малышке мать. Виктория вошла в семью Шишкиных, опекала и племянницу, и дочь Ивана Ивановича от первого брака. Да и его самого тоже. Жизнь входила в свою колею. И потому смерть Шишкина застала всех врасплох, оказалась совершенно непредвиденной (ведь он никогда не жаловался на плохое самочувствие) и скоропостижной.
В то роковое утро было все, как всегда: он проводил занятие с очередным юным художником, продолжая одновременно работать над холстом (это было «Лесное царство»). Вдруг что-то заставило его вздрогнуть и уронить голову на грудь. Подмастерье кинулся к нему на помощь, но это уже ничего не изменило – смерть была мгновенной. Приехавшему врачу ничего не оставалось делать, кроме как констатировать летальный исход по причине разрыва сердца.
Любуясь полотнами гениального пейзажиста, которые он написал после страшных трагедий в личной жизни, невольно отмечаешь, что они исполнены такого умиротворения и гармонии, что невозможно даже заподозрить то, что пришлось испытать художнику.
И только самый внимательный и знающий о личных драмах живописца нет-нет да и заприметит какую-то деталь, указывающую на душевные мучения мастера (как то высохшее дерево во «Ржи») и его неутихающую боль.
Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»