Изящный и кокетливый Константин Сомов
Добрый вечер, коллеги и почитатели изящных искусств!
С вами @ksenia-v. Сегодня я расскажу вам об одном из своих любимейших художников периода арт-нуво – изысканном, прихотливом, манерном, изящном русском живописце и иллюстраторе Константине Сомове.
Думаю, всем знакома фраза «родился с серебряной ложкой во рту». Так говорят о человеке, по случайности с рождения одаренном всеми прелестями богатства, образования, возможностей, обучения и воспитания, которые подаются на блюдечке и гарантируют успех. Так можно сказать и о Сомове.
В 1869 году в семье куратора Эрмитажа Андрея Ивановича Сомова и Надежды Константиновны Сомовой (Лобановой) родился сын. Константин уже в детстве проявил талант и желание стать художником, а также музыкальные способности.
Обучение Кости рисованию началось дома и продолжилось в Императорской Академии художеств с 1888 по 1897 гг. Потом он продолжил учиться в мастерской Коларосси. Нетрудно заметить основные влияния на Сомова – это Фрагонар и Ватто. Персонажи напоминают эпоху французского рококо.
Вот что писал о героине Сомова искусствовед Н. Врангель в статье «Любовная мечта современных русских художников»:
... дѣвушка съ невиннымъ лицомъ ребенка, одѣтая какъ взрослая, въ пышной прическѣ, раскрашенная какъ кукла, смѣсь дьяволицы и серафима, – съ маленькой головой и большими глазами, какъ у бархатной бабочки, а ротъ–какъ кровавый цвѣтокъ съ крошечнымъ розовымъ язычкомъ кошечки, – смѣсь зла и невинности, подростка и старушки, – больной, оранжерейный цвѣтокъ въ оправѣ Лалика, – странное и острое сліяніе непонятнаго и знакомаго, невинности и грѣха, дѣвочка, о которой сказалъ бы Альтенбергъ: "И смотря на нее, дѣти становятся взрослыми, а взрослые дѣтьми"... Вотъ онѣ – манящіе призраки современности, женщины-тѣни, которыми населенъ рай!
В 1910-х художник выполнил несколько иллюстраций к произведениям Александра Блока.
В 1910 году Константин начал большое полотно, и три года работал над своим шедевром – "Дамой в голубом". Это портрет художницы Елизаветы Мартыновой. Hекоторые критики считают его самым значимым произведением художника.
Исключительно длительный период работы над ним дал неожиданный эффект – нехарактерное для художника сильное сходство с почти фотографическим стилем британских прерафаэлитов конца 19 века.
Многие его работы экспонировались за границей, в Германии, где первая монография о художнике была опубликована в 1909 году.
После революции Сомов эмигрировал в Соединенные Штаты, но нашел страну чуждой своему искусству и переехал в Париж. Там Сомов и умер. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
14 июня 2007 года картина Сомова « Пейзаж с радугой» (1927 г.) была продана на аукционе «Кристи» за 7,33 млн долларов, что стало рекордной суммой для произведений русского искусства.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием