Кацусика Хокусай – мастер картин изменчивого мира периода Эдо Японии

Кацусика Хокусай (1760–1849) – выдающийся художник и гравер периода Эдо в Японии конца 18 – начала 19 века в стиле укиё-э. На тот момент укиё-э как направление в живописи Японии было широко известно и востребовано.

Укиё-э переводится как "плывущий мир". Термин был взят из дзен-буддизма и немного изменен. В результате получилось более поэтическое название, обозначающее "суетный", или "быстротекущий мир". Кацусика Хокусай – один из самых известных и почитаемых художников того периода, работающий под множеством псевдонимов (не менее 30-ти).

Токитаро (настоящее имя художника) родился в бедной семье в одном из пригородов Эдо (Токио). Его приемный отец работал на сёгуна, изготавливая и расписывая зеркала. Возможно, наблюдения за работой отца и побудили Хокусая стать художником.

Токитаро рисовал с шести лет, но настоящим художником стал лишь в 50. Причем, как Хокусай сам говорил о своем творчестве, все, что он изображал до 50 лет, не считается достойным.

С 1773 года Кацусика начал работать в мастерской гравера. К слову, в тот период в культуре Японии был резкий всплеск искусства ксилографии. В гравировальной мастерской Хокусай обучился еще и искусству резьбы по дереву, пытался вырезать по своим наброскам и эскизам, но строгие ограничения в самостоятельном выражении своего искусства стали претить ему, и молодой художник был вынужден уйти.

С 1778 года Токитаро стал учеником студии известного художника Кацукавы Сюнсё, творившем в стиле укиё-э. Сюнсё был известен общественности благодаря портретам актёров кабуки – традиционного японского театра. Хокусай пользовался особым вниманием своего учителя, который заметил его талант и разрешил подписывать свои работы собственным именем, что было редким случаем среди учеников. Это время творчества Хокусая называется «Период Сюнро» – именно таким псевдонимом он тогда подписывался.

Кацукава Сюнсё позволил Хокусаю выступить с собственными работами в стиле якуся-э – особого жанра театральной гравюры, которые изображали популярных актёров того периода. В этот момент творчества популярность художника как исполнителя в жанре якуся-э резко возрастает. Кроме того, он начал заниматься иллюстрированием недорогих книг (исторические и бытовые сцены).

В 1792 году умер его учитель Кацукава Сюнсё, и школу пришлось возглавить другому ученику. Вполне возможно, уязвленный именно этим обстоятельством Хокусай покидает школу и начинает самостоятельные жизнь и творчество. Именно в этот период он начинает работу над собственным стилем, уходя от традиционной школы.

Хокусай изучает школу Кано, практикующую смешивание изображения обычных субъектов с абстрактным задним фоном, школу ямато-э, развивающей живопись на раздвижных ширмах и дверях, а также европейскую художественную школу.

Между 1796 и 1799 годами Хокусай пишет много гравюр и одиночных картин в стиле «суримоно» – картин-открыток с шутливыми надписями, распространенных среди интеллигенции, которые настолько понравились публике, что стали пользоваться немалым успехом. Именно в этот период своего творчества художник присваивает себе псевдоним Хокусай, ставший самым известным из множества его имен.

В период до 1812 года Хокусай занимался иллюстрированием и публичными выступлениями, а в 1814 г. издал первый том произведения «Манга Хокусая» – сборник сатирических и юмористических рисунков. В этот же период он работает над серией картин в стиле «сюнга» или «весенние картины» – картины со специфическим и эротическим содержанием.

В 1823 году он выпустил первое издание «Тридцать шесть видов Фудзи», а в 1833 году завершил создание знаменитой серии гравюр по дереву. Одна из самых известных картин из этой серии – «Большая волна в Канагаве».

Другая довольно известная гравюра из этой серии – «Победный ветер. Ясный день».

В 1834 году он начал свою знаменитую серию пейзажей – «Сто видов Фудзи». Художник использует такие творческие псевдонимы, как Гакёродзин («Безумный к живописи старик») и Мандз (знак «мандси», свастика). Эта серия стала его визитной карточкой, благодаря ей Хокусай и стал узнаваем во всем мире.

После периода публикации «Ста видов Фудзи» Хокусай работал над мангой, вернее, он вернулся к ней и продолжал работать. Манга – это зарисовки Хокусая и работы в 15 выпусках (сотни рисунков о жизни японцев того времени, являющихся своеобразным культурным наследием Японии).

Как ни парадоксально, но после публикаций «Ста видов Фудзи» – кульминации творчества Хокуса – он снова стал вести очень скромный образ жизни, граничащий с бедностью. Художник вернулся в Эдо и начал зарабатывать на жизнь продажей своих картин. Ничего крупного он уже не выпускал, рисовал очень мало и немного преподавал живопись.

После себя Хокусай оставил великое наследие: более 30 тысяч гравюр и картин и приблизительно 500 иллюстрированных книг.

Источник изображений: 1, 2, 3, 4

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием


Автор статьи @meskalinerush


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

vp-paintingvox-populipainting-artistживописьискусство
25%
174
319
1138.842 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
319
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые