Как мировой шедевр оказался на конфетной обертке [Рубрика "Художественный калейдоскоп"]
Речь пойдет о знаменитой картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу". Едва ли найдется человек, не видевший ее хотя бы однажды: либо в Третьяковке, либо репродукцию в учебнике литературы, либо... на конфетном фантике.
Да уж, кто не ел эти конфеты! Скорее всего, ели все. И обертку разглядывали, и руку мастера наверняка узнавали. Как же случилось, что картину известного пейзажиста (ключевое слово пейзажиста) "украсило" медвежье семейство, и общепризнанный шедевр стал ассоциироваться с конфетами? Дочитайте пост до конца и вы все узнаете.
Мишки-то не шишкинские!
Ивана Ивановича Шишкина не зря во все времена называли непревзойденным мастером реалистичного пейзажа. На его полотнах детально выписана каждая травинка, колосок, листок, желудь... В этом он был настоящий мэтр. А вот живописание людей или животных никак ему не давалось. И потому медвежье семейство принадлежит кисти другого художника – Константина Савицкого.
Картина была подписана обоими художниками, но купивший ее заказчик, а это был сам Павел Михайлович Третьяков, пробурчав, что покупал у Шишкина и, стало быть, подпись должна быть – Шишкина! Взял и стер "лишнее".
Заплатил тоже одному Шишкину, который добровольно поделился с соавтором, отдав ему 1 тысячу. Соавтор обиделся, т. к. считал свой вклад более весомым: мол, медведи – центр и основа картины, а все остальное – лишь фон. Тут уже обиделся Шишкин. Чем дело кончилось, неизвестно, но вместе художники уж не писали...
Все решил набор случайностей
Так получилось, что показ картины "Утро в сосновом лесу" широкому кругу россиян случайно совпал по времени с выпуском Московской кондитерской фабрикой "Товарищество "Эйнемъ" нового сорта конфет – шоколадных, с вафельками и миндальным пралине. Не хватало малого – красивой обертки.
Владелец фабрики Юлиус Гейтс пребывал в затруднении, и тут его взгляд случайно задержался на репродукции картины Шишкина. Да, это было "Утро в сосновом лесу". Выбор был сделан!
Если кто не знает, то фабрика г-на Эйнема – это сегодняшний "Красный октябрь". И конфеты "Мишка косолапый" по-прежнему здесь выпускаются. И фантик тот же. Ну, или почти тот же. А картина великого пейзажиста неизменно ассоциируется с оберткой. Правда, называют ее чаще "Три медведя" (хотя медведей ровно на одного больше) или "Мишки в лесу".
Интересно, обиделся бы на это Иван Иванович или, напротив, порадовался бы, что его полотно известно миллионам, пусть даже и таким образом.