Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Картинная галерея имени И. К. Айвазовского. Первая галерея одного художника в России

Какие образы приходят вам на ум при упоминании о Феодосии? Море, чайки, Крым? А в моем воображении всплывают полотна лучшего из известных маринистов мира – Ивана Константиновича Айвазовского, чьей родиной и является Феодосия.

Сегодня мы отправимся в дом, в котором жил и трудился Иван Константинович. Особняк, расположенный на набережной Феодосии, считается одним из немногих чудом уцелевших домов 19 века в городе.

Обратимся к истории

И. К. Айвазовский родился в купеческой армянской семье в 1817 году. С юного возраста у мальчика проявилась тяга к творчеству. Семья его в то время была бедной, потому ни бумаги, ни карандашей для выражения своего таланта Айвазовский не имел. Он рисовал на стенах углем.

Судьба была благосклонна к мальчику Ване. Его рисунки заметил архитектор Кох, давший ему несколько уроков живописи. Впоследствии губернатор Феодосии А. Казначеев поспособствовал поступлению Ивана в Симферопольскую гимназию, а затем и в Петербургскую академию художеств.

Там, в 1937 году, Айвазовский получает за участие в выставке большую золотую медаль, которая предоставляет ему шанс поехать за границу на 6 лет. Это случится в 1840 году, когда он окончит академию. До того же момента он отправляется на два года в Крым, создавать живописные полотна с натуры.

Одну из таких работы мы видим в самом начале экспозиции музея. Картина «Ялта» 1838 г. (в центре):

И вот заграничная командировка. Первая страна – Италия, где полюбился Айвазовскому Неаполь. Он пишет множество пейзажей с видом залива и Везувием на заднем плане.

Одна из таких работ «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842 г.) также представлена в музее:

Источник фото

Кроме Италии, художник посетил Францию, Англию, Голландию, Испанию и Португалию, где с неизменным успехом участвовал в выставках и приобретал все большую популярность. В Россию Айвазовский вернулся знаменитым.

Кроме Европы, Иван Константинович впоследствии побывал в Турции и Малой Азии, сделав там карандашные эскизы, используемые им в дальнейшей живописной работе.

Решение поселиться в Феодосии, в своем родном городе, было принято в 1844 году. Он по собственным эскизам построил дом, где и прожил всю оставшуюся жизнь. В этом доме он впервые в России открыл музей одного художника, завещав после смерти все свое искусство родному городу.

Именно в этот дом мы сейчас и отправимся.

Картинная галерея Айвазовского

Как было указано ранее, дом-особняк Айвазовского чудом уцелел после революции. Однако интерьеры комнат были утрачены навсегда. Мебель и предметы быта, которые мы видим внутри, относятся к той же эпохе, но не являются личными вещами художника. Его здесь только стены и многочисленные полотна.

Всего в музее представлено 416 полотен маэстро.

Однако в музее существует секретная комната, куда можно пройти за особую плату, где выставлена самая мистическая картина «На смерть Александра III», завещанная оставаться скрытой от масс, и некоторые личные ценные вещи мастера.

Театр начинается с вешалки, а галерея — с небольшого фойе на втором этаже. Здесь представлены самые ранние работы Ивана Константиновича.

Среди них мы видим:

  • «Берег моря ночью. У маяка» (1837);
  • «Ялта» (1838);
  • «Старая Феодосия» (1939);
  • «Неаполитанский залив утром» (1843).

Также здесь мы можем увидеть два больших автопортрета художника 1892 и 1898 гг.

В следующем зале представлено полотно «Остров Искья близ Неаполя» (1892) размером 135*235. Можно отметить, что в поздние годы творчества Айвазовский любил писать большие картины.

Еще одна грандиозная работа художника, представленная в музее, это «Наполеон на острове Святой Елены» (1897), 214х327.

Источник фото

Всего же за свою жизнь Иван Константинович написал более 6000 полотен, 4000 из которых изображали волнующееся море и шторм. Такой выбор был сделан неспроста. Волнующееся море динамично, подвижно, наполнено энергией, что отлично характеризовало и самого художника.

Айвазовский писал вдохновенно, быстро, потому его работа никогда не затягивалась месяцами. За год он писал около 100 картин! На многих полотнах он не задерживался больше одного дня.

Вот, например, картина «От штиля к урагану» 1892 г. Она считается одной из самых больших, размер 212*708 см. Написана мастером всего за 15 дней.

Вы можете это представить? Глядя на нее, нельзя остаться равнодушным. Она захватывает тебя, и ты оказываешься на том маленьком кораблике, плывущим из спокойного моря в дикий ураган. Как из беспечного детства в напряженную взрослую жизнь, в которой не каждый сможет удержаться на плаву.

В доме-музее несколько комнат, по которым вы можете пройти как самостоятельно, так и с экскурсоводом. Я бы посоветовала послушать рассказ экскурсовода, чтобы больше проникнуться жизнью великого мариниста.

Кроме бушующего моря, здесь можно увидеть и немногочисленные пейзажные работы без воды, а также портреты семьи художника. Например, картина «Зима» (1895).

Источник фото

К слову, примечательны не только картины, но и багет, в который они оправлены. Недалеко от дома художника находилась багетная мастерская, где Иван Константинович по собственным эскизам заказывал обрамления для своих работ. Самые большие достигают веса в 200 кг. Поэтому приглядитесь к этим искусно выполненным рамам.

«На острове Крит» (1867):

А это последняя комната в нашей экскурсии. В ней располагался кабинет Ивана Константиновича, где он писал свои работы. Здесь из окна не только не видно, но и не слышно море. Художник, обладая феноменальной памятью, писал игру стихий из головы. И именно он выразил мысль, что не имеет права человек называться художником, если не может творить, не глядя на натуру.

В этой комнате мы видим еще одну масштабную работу маэстро – картину «Среди волн» 1898 года. Ее размер 285*429 см. Считается вершиной творчества художника. Он никогда не вывозил картину он из Феодосии и завещал ее впоследствии любимому городу.

Написана работа всего за 10 дней.

Также здесь можно увидеть картины, посвященные русско-турецкой войне, в том числе «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» 1848 г. (справа) и "Десант в Субаши" 1880 г. (слева).

Последняя работа Ивана Константиновича Айвазовского здесь тоже представлена. Вместе с посмертной маской живописца, его мольбертом и кистями. Художник скончался в возрасте 82 лет от сердечного приступа. Полотно «Взрыв корабля», над которым он в тот день работал, так и осталась неоконченным.

Продолжить экскурсию можно в соседнем здании – доме сестры художника. Здесь выставлены работы мастера на малоизвестную для публики тематику, посвященную библейским мотивам.

"Хождение по водам" (1873):

Источник фото

"Встреча Венеры на Олимпе" (1895), 213х320:

Также здесь представлены картины других крымских художников: М. Волошина, К. Богаевского, Л. Лагорио.

По сей день Иван Константинович Айвазовский остается непревзойденным маринистом в мире, поэтому посещение его особняка, где он жил и творил, – особое удовольствие для поклонников творчества художника.

Все фотографии авторские (за исключением тех, где указан источник)


Автор статьи @liora137


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

3
169.004 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (18)
Сортировать по:
Сначала старые