Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Художественный образ князя Святослава Храброго

С детства меня всегда неуёмно тянуло к истории. Причём к истории тех времён, о которых подчас сохранилось очень мало информации. История Древней Руси интересовала меня особенно, и я никогда не понимала, почему о князе Святославе так старательно замалчивают. Не то чтобы совсем, но если и говорят, то как-то вскользь. Школьный учебник истории о нём фактически просто упоминает. Хотя, порой и называют его русским Александром Македонским.

А вот сравнения мне не нравятся. Совсем. Словно мы боимся своего происхождения и не верим в значимость своих героев. Он не Александр Македонский, он – Святослав Храбрый! Эпитет этот, видимо, прилепился с лёгкой руки Николая Карамзина, ведь даже художники тех времён изображали князя в греческих одеяниях:

Князь Святослав, целующий мать и детей своих, по возвращении с Дуная в Киев. Акимов И. А., 1773 г.

За эту картину художник Акимов Иван Акимович (1755–1814 гг.) был удостоен золотой медали первой степени и награждён пенсионерской поездкой в Европу. Он, будучи ещё десятилетним ребёнком, описав бедственное положение своей семьи и, видимо, обладая определённым талантом к живописи, был принят воспитанником Академии художеств.

Сложно судить автора произведения за облечение персонажа в такой образ, он хотя бы попытался показать значимость князя в истории. Кстати, возможно и Н. М. Карамзин потому называл князя таковым, поскольку писал «Историю государства Российского» несколько позднее.

Следующим к образу Святослава обратился Лебедев Клавдий Васильевич (1852–1916 гг.). За основу сюжета явно взяты строки из «Хроник» византийца Льва Диакона, где он повествует о встрече русского князя с императором Цимисхием:

«…умеренного роста, не низкий и не высокий, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с длинными усами. Голова у него была совсем обрита, только с одной ее стороны спадала часть волос — признак знатности рода. Крепкий затылок, широкая грудь и все остальные части тела полностью пропорциональны. Выглядел он достаточно суровым и диким. В одном ухе у него висела золотая серьга; она была украшена золотым карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одежда на нем была белая и отличалась от одежды других большей опрятностью. Сидя на скамье для гребцов, он поговорил немного с императором об условиях мира и отчалил от берега»:

Встреча Святослава с императором Иоанном Цимисхием на берегу Дуная. Лебедев К. В., 1880 г.

Известно также несколько литографий, выполненных Чориковым Борисом Артемьевичем (1802–1866 гг.), которые были созданы для издания «Живописный Карамзин, или русская история в картинках». Правда, образ Святослава на некоторых из них несколько не историчен:

Военный совет Святослава. Чориков Б. А., середина XIX века

Кончина Святослава. Чориков Б.А., середина XIX века

Увековечить князя пытались и в скульптурных образах. Автор одного из них — Лансере Евгений Александрович (1848–1886 гг.):

Cвятослав. Лансере Е. А., 1886 г.

Специального образования скульптор не получал, а своё мастерство черпал в природном таланте и советах наставника Либериха Николая Ивановича – академика Академии художеств, скульптора.

Меня всё время мучает вопрос: почему даже в советские времена образ Святослава не культивировался? Что же в нём такого, что его старательно пытались обходить? Не было создано ни единого фильма о князе. А ведь это такая, казалось бы, богатая тематика! Но, нет. У меня есть по этому поводу некоторые догадки, но промолчу. Лучше обратимся к современникам, чьи умы так же будоражит память тех времён.

Замечательная картина художника Киреева Владимира Николаевича – члена Союза Художников России, члена Международной Ассоциации изобразительных искусств (АИАП ЮНЕСКО):

Князь Святослав. Киреев В. Н., 2011 г.

Князь Святослав, фрагмент

На полотне запечатлён не просто исторический персонаж – он словно символ мужества духа, боевой доблести и воинской чести. Вспомните, вошедшее в века Святославово «Иду на вы!». Это слова не бесчестного человека. Насколько проще напасть внезапно и со спины: сколько военных преимуществ это сулит?! Он шёл в открытую. Глупо? Думаю, нет (судя по его успехам). Полагаю, Святослав был далеко не бездумным воякой, а хорошим стратегом, чем и объясняются его многочисленные победы.

Ещё несколько исторических сюжетов запечатлены Борисом Михайловичем Ольшанским – великолепным художником-славянистом, членом Союза Художников СССР. После битвы с византийцами под Адрианополем византийский император Цимисхий выслал к Святославу посольство с дарами, но золото, предложенное им, князь отверг. Тогда один из советников императора предложил послать в дар оружие. Вот его князь взял. «Лют будет муж сей!», – доложили императору послы:

Князь Святослав принимает дары византийского императора. Ольшанский Б. М.

И последний бой князя Святослава:

Последний бой князя Святослава. Ольшанский Б. М.

Много странностей связано с этой историей. Будто бы князь был осведомлён о засаде печенегов и сознательно отправился через Днепровские пороги, словно смерти искал. Так ударил по честолюбию неудавшийся поход на Византию? Или кого-то он в той войне потерял, после чего и жизнь стала не мила? Или же его всё-таки предали? Вряд ли мы об этом узнаем.

Кстати, сейчас, да и ранее тоже (Соловьёв С. М., в частности), некоторые историки пытаются представить Святослава как обычного хищника-завоевателя. Я бы поспорила с этим. Во-первых, хищник действительно бил бы в спину, а не бросал перчатку в лицо. Во-вторых, почитайте историю: сколько раз и Хазария, и Византия свои руки к нашим землям тянули, да в рабство людей наших уводили? Не по заслугам ли им воздалось?!

Памятник князю Святославу в Запорожье. Скульптор Вячеслав Клыков

Кстати, если кого-то заинтересовали работы художников Ольшанского Б. М. и Киреева В. Н., то вы можете посетить их сайты – не пожалеете. Художники совершенно разноплановы по стилю, но сколько души в их работах!

Фотографии работ Киреева Владимира Николаевича и Ольшанского Бориса Михайловича взяты с их официальных сайтов с персонального разрешения на публикацию


Автор статьи @seagull15


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

3
189.591 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые