Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
7 лет назад

Художник Александр Андреевич Иванов: история создания картины всей жизни

В 1757 году императрицей Елизаветой Петровной при содействии И. И. Шувалова была создана "Академия трёх знатнейших художеств". Её вторым президентом был И. И. Бецкой – человек незаурядного ума и неутомимой деятельности. Он прекрасно понимал, что искусство может нести мощный идеологический посыл и именно на этой концепции строил работу Академии.

В 1782 году, в числе других мальчиков-сирот, в её стенах оказался Андрей Иванов – будущий отец знаменитого русского художника Александра Иванова. Мальчик, видимо, был незаконнорожденным ребёнком кого-то из представителей знати, так как на его содержание присылались немалые деньги (тайно, разумеется). Кто-то из его наставников обратил внимание на способности мальчика к рисованию, и тот был отправлен в Петербургскую Академию художеств.

С каждым годом его работы становились всё профессиональнее и он даже получал за них награды. В 1797 году его наградили Большой золотой медалью за конкурсную работу "Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу". Ещё через год его назначают учителем рисовального класса, а вскоре предлагают заграничный пенсион для совершенствования мастерства. Но случай свёл его с милой девушкой – Екатериной Деммерт, и он отказывается от поездки, боясь утратить предмет своей любви и страстно мечтая иметь семью. В 1800 году они венчались.

Источник фото

Источник фото

16 июля 1806 года родился их старший сын – Александр. К этому времени его отец уже был адъюнкт-профессором в классе натуры.

Мальчик рос в семье, где большое место отводилось вере. Его отец часто писал иконы для церквей, а потому среди знакомых мальчика было много священников и настоятелей храмов, что сказывалось и на нём, и на общей атмосфере дома: день начинался молитвой, молитвой и заканчивался. Соблюдались все посты, а в Великий пост мясо не давали даже всеми любимой кошке Машке. В такой религиозности и воспитывался будущий живописец.

С ранних лет в нём пробудились способности к рисованию, но отец разумно счёл, что поле деятельности ребёнок должен избрать сам, и не форсировал события, ограничиваясь лишь ненавязчивой помощью.

В 12 лет Андрей Иванов просит принять своего сына в Академию "сторонним слушателем". Обучение в ней, точнее то, каким образом оно осуществлялось, вызвало стойкое отвращение у юноши. Впоследствии он писал:

Обыкновенный образ жизни художника русского следующий: молодые лета он употребляет на начальные познания по искусству, сопровождаемые бестолковыми методами наук в Академии. Когда искусство его, управляемое более природными способностями, потом просвещением, подвигнет в известную степень совершенства, то Академия дает ему золотую медаль, шпагу и отпускает с нею нищего художника вступить в белый свет. Эта бессловесная душа хватается за все, что попадется. Бессовестные цены и сроки в конец убивают его природные способности. За ними следуют выговоры правительства, самого императора и наши (общества Поощрения Художеств). Наш брат — художник русский, делается после сего совершенно купцом и безсовестным спекулятором. В сем состоянии, дожив до старости, требует почестей и, наконец, с растерзанной душой ложится в гроб.

Бывали, правда, и светлые моменты: анатомию преподавал известнейший хирург – Илья Васильевич Буяльский, некогда мечтавший о живописи, но предпочёвший скальпель кисти. Читал он замечательно и слушатели обожали его лекции, немало способствовавшие развитию их мастерства натуралистичности.

Часто Александр приходил к отцу в храм, где тот занимался росписью, и помогал ему по мере своих сил. Именно здесь впитывается им библейская тематика, пронизывающая большинство его картин. Однако программа Академии обязывала и к другой теме. За картину "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора", Александр Иванов в 1824 году получил золотую медаль.

"Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора"

Никогда из рук он не выпускал карандаш. То и дело появлялись зарисовки родителей за карточным столиком или сестры за вышивкой.

В 1827 году от Комитета под покровительством Общества поощрения художников Александру Иванову было дано задание, по которому он и написал полотно "Иосиф, толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару". В результате его признали одним из немногих молодых талантов, обладающих исключительными дарованиями.

Художнику вручили золотую медаль первой степени и предложили отправиться в Италию для усовершенствования мастерства за счёт Общества. Однако некоторые представители Комитета усомнились в том, что А. Иванов сам написал полотно и, чтобы разрешить сомнения, ему было предложено задание – написать картину по теме мифов: "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры". Его новая работа была признана превзошедшей предыдущие.

"Беллерофонт отправляется в поход против Химеры"

Поездка едва не сорвалась из-за увлечения А. Ивановым одной юной особой, на которой он намеревался жениться. Но один из его учителей Карл Иванович Рабус, пользовавшийся у юноши большим уважением и доверием, сумел разубедить своего ученика и вопрос о женитьбе быстро развеялся.

В преддверии поездки, молодой человек учит языки и зарабатывает деньги написанием небольших икон для храмов. Вот его записи того времени: "Не иначе, как посредством терпеливого труда, можно создать произведение совершенное", как нельзя лучше характеризующая самого художника и весь его творческий путь. Он стремился "... чтобы зритель, взирая на картину, преисполнился сам высокости или, чтобы она породила в нём высокие чувства".

В начале лета 1830 года А. А. Иванов уезжает в Рим на целых четыре года. В соответствии с программой, которая вменялась для исполнения, он должен был посетить королевскую галерею на Сан-Суси в Берлине, королевскую галерею в Дрездене, где сможет увидеть работы Рафаэля, Милан, чтобы лицезреть "Тайную Вечерю" Леонардо Да Винчи, Флоренцию – родину Микеланджело Буонаротти. Таким образом, поездка до Рима должна была занять год. На следующий год ему полагалось создать копию "Сотворения человека" Микеланджело. И лишь на третий он должен был заняться созданием собственной картины, притом значительной.

Путешествуя по итальянским галереям, А. Иванов неизменно восхищается мастерством Рафаэля. А в одной из публичных галерей Флоренции он увидел скульптуру "Скиф, точащий нож", которая впоследствии стала прообразом раба в его картине "Явление Христа народу".

В минуты сомнений и неурядиц, нередко преследовавших его на чужбине, он всегда обращался к Библии и Евангелию, находя в них утешение.

В 1832 году появились первые эскизы "Иоанн Креститель и Христос". Художника волновало то, что данный сюжет – первая встреча Предтечи и Мессии – не был замечен выдающимися мастерами. А. Иванов начал искать возможность побывать в Палестине, чтобы получить реальные ощущения, увидеть места интересующих его событий. Он мечтал, что его картина, демонстрирующая переход народа от неверия к вере, заставит зрителей испытывать такие же чувства.

Прежде чем приняться за столь грандиозную задумку, художник испытывает себя и пишет картину "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения". Он надеялся, что после этого ему дадут возможность посетить землю, на коей явился Спаситель. Но – не судьба, ему было отказано, мотивируя тем, что Рафаэль-де не был в библейских местах, но творения его великолепны.

"Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения"

А. Иванов предпринял путешествие по северной Италии, изучая работы Джотто, Корреджио, Мантеньи, да Винчи. Возвратился в Рим он совершенно иным человеком. Он вычитывал Евангелия, сравнивая их тексты. Искал любые источники, повествующие об Иисусе Христе. Одновременно с этим он испрашивает у Комитета Общества поощрения художников разрешения на продление пенсиона, чтобы успеть написать полотно. К счастью, ответ был положительным, и ему позволили остаться ещё на два года.

Художник почти не выходил из мастерской. Так как в Палестину попасть ему не представилось возможным, он принялся читать о ней всё, что мог найти. Часто он наблюдал за разными сценами жизни итальянцев, выискивая типажи. Посещал Перуджино, чтобы посмотреть на купающихся, приезжал в Пизу на празднество по отпущению грехов или бывал на ярмарке, где порой мелькали азиатские лица.

В то время, как основная масса русских пенсионеров в Риме вовсю кутила, он неустанно трудился над своим детищем, прорисовывал каждую деталь. По ходу создавались этюды, которые и сами по себе становились картинами. Например, "Ветка".

"Ветка"

В 1836 году картину А. Иванова "Явление Иисуса по Воскресению Магдалине" выставляют в Капитолии и она приносит ему огромный успех, сделав его имя известным. В мае того же года она была отправлена в Санкт-Петербург, а художник принялся за работу всей своей жизни: "Явление Христа народу".

В городке Субиако, неподалёку от Рима, он нашёл места, которые по описанию казались ему схожими с Палестиной: скалы, река, деревья, словно списанные с книг о ней. Иванов без устали делал эскизы, списывая их с лиц прачек, стариков, мальчишек, раввинов.

Тем временем прибыла на родину его работа "Иисус и Магдалина", которая произвела фурор. Она была преподнесена в дар императору Николаю I, а Иванову дали ещё два года пенсиона и произвели в академики.

Картина его продвигалась трудно. Никак не шла правая её половина. Попутно ему приходилось зарабатывать деньги на издержки по ней. Порадовало лишь, что "Явление Христа Магдалине" было отправлено государем в Русскую Галерею Эрмитажа.

В 1837 году А. Иванов заказал огромный холст 540*750 см, поскольку фигуры он вознамерился писать в полный рост. Его мечтой было произвести нравственный переворот в человеческом обществе, что страстно поддерживал и сдружившийся с ним этот период Н. В. Гоголь. Своим рвением Иванов поразил и А. В. Жуковского, написавшего о нём: "Живописец с добрым сердцем и энтузиазмом к своему творчеству".

В мастерскую к художнику однажды пожаловал и будущий император Александр II, тогда ещё цесаревич, по достоинству оценивший труды Иванова и пожаловавший ему трёхлетнее содержание для написания картины. А написанный на тот момент первоначальный эскиз "Явления Христа народу" художник отдал цесаревичу за сумму: по три тысячи рублей в год на три года выплаты.

"Явления Христа народу" (эскиз)

Основная же работа растянулась на 20 лет. Художник, недовольный собой, постоянно что-то исправлял и дополнял. Заинтригованное им общество постепенно охладевало к нему и разуверивалось. Кто-то советовал выбрать тему попроще. Но всё так же поддерживал его Гоголь и, поговаривают, что в картине человек, поближе ко Христу, с длинными волосами и в хламиде цвета брусники, профилем весьма походит на писателя. Кстати, в 1841 году появился и портрет последнего кисти А. Иванова.

Одновременно с работой над полотном, А. Иванов мечтает о создании Общества русских художников, объединённых бескорыстным служением отечественному искусству. Он разрабатывает "Законы художникам", регулирующие их отношения с чиновниками и защищающие от беспредела последних.

В 1858 году деятельное участие в судьбе уже готовой картины приняла Великая княжна Елена Павловна, которая взяла на себя расходы по отправке полотна и переезду А. Иванова в Санкт-Петербург. Однако с этим возникли проблемы, так как картина не помещалась в трюм корабля. Так и отправилась она на палубе, рискуя быть повреждённой разыгравшейся морской стихией. Из Тулона она продолжила свой путь по железной дороге. Затем, в Германии, снова была погружена на пароход.

20.05.1858 года Александр Андреевич Иванов ступил на землю родины в Санкт-Петербурге после отсутствия в 28 лет! Из его семьи здесь никого не осталось в живых, его встретили братья Боткины. Он долго бродил по улицам, заходил в церкви и был принят Великой княжной Марией Николаевной, долго с ней беседовал, а после написал письмо брату в Рим, где высказывал надежду всё же побывать в Палестине.

Наступил день выставки его детища "Явление Христа народу". Художественная Академия выставила также все этюды, написанные им попутно. Была слышна как похвала, так и критика, и даже насмешки. Все ждали прибытия императора Александра II, который бы и решил участь художника и его детища. По городу поползли злые сплетни, распространяемые завистниками: одни мрачнее других.

И вдруг болезнь, схожая по симптомам с холерой, сразила мастера и в течение двух дней его не стало. 15.07.1858 года сердце Александра Андреевича Иванова остановилось. А через несколько часов на его имя был доставлен конверт, в котором сообщалось, что император покупает его произведение за 15 тысяч рублей в серебре.

"Явление Христа народу"

Смерть А. А. Иванова многим казалась странной и слишком скоротечной. Предполагали, что он, будучи сражён недобрыми завистливыми слухами, принял всё слишком близко к сердцу и отравился. Люди, которым он был дорог, сетовали на жестокий рок, выкашивающий самых замечательных представителей русской культуры. В день похорон его картину завесили.


Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»


Статья подготовлена @seagull15 для @vp-painting

7
80.744 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые