Короткий, но яркий путь Марии Башкирцевой
Здравствуйте, любители прекрасного и коллеги!
С вами @ksenia-v. Сегодня я хочу рассказать вам о талантливой землячке Марии Башкирцевой, рано умершей художнице и авторе знаменитого "Дневника", обязательного к прочтению всем, кто хочет прекратить лениться и начать упорно творить.
Родилась Мария Константиновна Башкирцева в 1858 году в Гавронцах Полтавской губернии в богатой благородной семье, но ее родители расстались, когда она была совсем маленькая. В результате Мария выросла в основном за границей, путешествуя со своей матерью по Европе, с более длительными периодами в Германии и на Ривьере, пока семья не поселилась в Париже.
Получив образование в частном порядке и с ранним музыкальным талантом она решила стать художником. Училась живописи во Франции в студии Роберта-Флери и в Академии Джулиана. Это было одно из немногих учреждений, которое принимало студенток, привлекало молодых женщин со всей Европы и Соединенных Штатов.
Ученицами Академии были Анна Билинская-Богданович и Луиза Катерина Бреслау, которую Башкирцева считала своей единственной настоящей соперницей.
Башкирцева продолжала свой замечательный, хотя и довольно скромный труд, на протяжении всего непродолжительного периода своей жизни, выставлялась в Парижском салоне уже в 1880 году, и каждый год вплоть до смерти (кроме 1883 года). В 1884 году она выставила портрет группы детей под названием «Встреча» и пастельный портрет своего двоюродного брата, за что получила почетное упоминание.
Самые известные работы Башкирцевой находятся в настоящее время в музее Орсе (Париж). Хотя большое количество работ Башкирцевой было уничтожено нацистами во время Второй мировой войны, по крайней мере 60 выжили. В 2000 году состоялась выставка в США «Избранные работы Башкирцевой и ее соучениц». Три её работы находятся в Лувре (первые из работ русских художников, попавших туда).
Как художница, Башкирцева восхищала своего друга Жюля Бастьена-Лепажа реализмом и натурализмом. Там, где Бастьен-Лепаж нашел свое вдохновение в природе, Башкирцева обратилась к городской среде.
«Я ничего не рассказываю о полях, потому что Бастьен-Лепаж царит над ними, но улицы еще не имеют своего Бастьена», – писала она.
В ее произведениях образы обездоленных предстают в ином амплуа, чем их интерпретировали «новые французские реалисты» второй половины XIX века – Жюль Бастьен-Лепаж, Жюль Бретон и Леон Лермитт.
Социально окрашенная жанровая живопись выдвигает ее за рамки искусства парижской художественной среды второй половины XIX века.
Поэтесса Ольга Чюмина писала о Марии:
От мелких драм из жизни бедняков,
записанных и схваченных с натуры,
где все живет: и лица, и фигуры,
и говорит красноречивей слов,
до чудных сцен евангельских преданий
иль эпопеи Рима роковой и Греции:
весь цикл ее созданий –
всё истиной проникнуто одной.
«Святые жены», «Цезарь», «Навзикая»...
Повсюду мысль, везде душа живая.
Произведения Башкирцевой поражают своим обаянием, глубиной и человечностью.
Умирая от туберкулеза в возрасте 25 лет, Башкирцева все же успела прославиться. Она написала несколько статей для феминистской газеты «La Citoyenne» в 1881 году под псевдонимом Полина Оррел.
Одно из её наиболее цитируемых высказываний: «Давайте любить собак, будем любить только собак! Мужчины и кошки – недостойные существа».
Башкирцева умерла в Париже в 1884 году, похоронена на кладбище Пасси.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием