Красочная история палехской лаковой миниатюры

Палех – древнерусское село, известное в истории со времён татаро-монгольского нашествия. После того как в XV веке неприятелем были сожжены Владимир и Суздаль, мастеровой народ подался в лесную глушь. Вскоре туда пришли и монахи-иконописцы суздальской школы.

В те неспокойные времена леса горели повсеместно. На одном из таких горелых мест (палёных) и появилось селение Палех. Строилось оно на холме среди русских лесов и полей, у речки Палешки.

И. Баканов. Посёлок Палех, 1934 г.

К XVI-XVII веку здесь возродился иконописный промысел Владимиро-Суздальской Руси. Так изображать лики Святых, как в Палехе, не умели нигде в православном мире. Иконы писали исключительно на заказ, поскольку выставлять их на продажу считалось делом зазорным.

К XVIII веку среди мастеров иконописи сложился оригинальный стиль, который называли "палехскими письмами". Не установлено точно, когда появилось это палехское искусство, достоверно известно лишь то, что в основе художественной иконописи Палеха лежат традиции древней суздальской школы с некоторыми дополнениями московской традиции иконописания периода XV-XVI вв.

П. Баженов. На страже границ СССР, 1934 г.

Тонкая роспись темперными красками с применением сусального золота была уникальна. Мастерство местных художников было настолько велико, что артелям Палеха поручали расписывать стены Грановитой палаты, реставрацию фресок соборов Московского кремля и соборов Сергиево-Посадской лавры, древних храмов Пскова.

И. Голиков «Флот царя Салтана», 1933 г.

Палехские иконописцы работали исключительно с яичной темперой: яичный желток разбавляли квасами или уксусом, смешивая затем с природными красителями. Каждое утро в мастерских начиналось с приготовления темперы, вчерашняя краска уже не годилась для росписи.

Палехская миниатюра стала широко известной с начала XIX века. Редко в иконописи встречался чёрный цвет, им писали изредка для передачи образа сил зла. Ещё с незапамятных времён художники Востока отмечали удивительные свойства чёрного лака, его внутренний объём и способность придавать глубину изображению.

В. Балабанов «Чичиков у Коробочки»,1936 г.

После революции иконопись Палеха находилась под запретом. Чтобы сохранить древнее искусство, мастера в 1918 году создают артель, которая занимается художественной росписью по дереву. Вскоре мастерам пришлось освоить и новый материал – папье-маше. Так и была перенесена техника темперного письма на лаковую миниатюру.

При непосредственной инициативе М. Горького в 1924 году семь палехских живописцев объединяются в «Артель древней живописи», а уже через год их работы были отмечены золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1928 году в Палехе была открыта профессиональная школа древней живописи, где в течение 4-х лет ученики обучались мастерству лаковой миниатюры.

И. Голиков. «Оперный певец Собинов в роли Лоэнгрина»,1932 г.

Художники открыли для себя новые темы палехской росписи, теперь в них были не только мотивы сказаний, басен, песен, но и новые темы труда и праздника.

Неповторимый стиль палехской миниатюры – это тонкий, плавный, несколько вытянутый рисунок на чёрном или тёмном фоне. Чётко выписанные очертания, золото штриховки, декоративность пейзажей, основанная на трёхцветии красного, зелёного и жёлтого, возвращают нас к теме древнерусского иконописания. Вся композиция миниатюры, как правило, обрамлена орнаментом из творёного золота, которое изготавливается из листов сусального золота высокой пробы.

И. Голиков. «Третий Интернационал»,1927 г.

Для создания заготовки используют картон, из которого мастер выкраивает форму. С помощью обычного клейстера детали склеиваются между собой, прессуются и высушиваются. Полученную заготовку пропитывают горячим льняным масло и сушат в горячей печи не менее 2-х суток. Завершается шлифовка нанесением специального грунта. После этого заготовка вновь покрывается в 2-3 слоя чёрным лаком и на неё наносят ещё 7 слоёв светлого, причём каждый раз просушивая заготовку в печи.

После тщательной обработки изделия приступают к непосредственной росписи – сначала наносят контур будущего рисунка острым карандашом, затем делают подмалёвок и роспись тонкой кистью. Элементы миниатюры встречаются настолько крошечные, что художник прорабатывает их под увеличительным стеклом.

П. Баженов. «Илья Муромец и Калин царь»?1940 г.

Далее работу вновь сушат и лакируют. Лишь после окончания всего процесса приступают к работе с сусальным золотом и серебром. Изделие полируют и вновь лакируют, а в самом в конце производят ещё одну финишную полировку. Именно из-за слоёв лака палехскую миниатюру называют лаковой.

Палех в наши дни

С древних времён технология росписи и обработки передаётся из поколения в поколение, что позволяет создавать совершенно уникальные вещи. В сложные 90-е годы палишанами не был оставлен самобытный промысел. Художественное училище в Палехе по-прежнему готовит мастеров древней росписи, сохраняя традиции народного наследия.

Традиции письма

Творение золота

Иллюстрации к русским народным сказкам палехского художника А. Куркина

vp-paintingvox-populipainting-decorativeartsисторияискусство
25%
88
210
79.240 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
210
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (13)
Сортировать по:
Сначала старые