Крылатые «Качели» Оноре Фрагонара
Добрый вечер!
С вами @labunya и сегодня я расскажу о талантливейшем живописце и графике XVIII века, ярком представителе стиля рококо – Жане-Оноре Фрагонаре.
Жизненный путь художника
Художник родился в далёком 1732 году, в чувственный и галантный век, когда искусство пестрило грациозностью и вычурностью. Его родиной стал Прованс, а точнее город Грасс.
Когда маленькому Оноре исполнилось 6, его семья переехала в столицу. С 1747 года мальчик начал изучать живопись в мастерской Франсуа Буше, а затем и у Шардена Жан Батиста Симеона. Они оба были знаменитыми и востребованными в узких кругах живописцами.
Именно они дали мальчику все необходимые знания и навыки, и успех не заставил себя долго ждать – за работу «Иеровоам поклоняется идолу» молодой живописец получает премию римского конкурса. В качестве вознаграждения юноша получил возможность посетить Италию.
Дальнейшие пять лет жизни Фрагонара неразрывно связаны с цветущей Италией. Там его талант мгновенно отметил Шарль-Жозеф Натуар (глава Французской Академии в Риме).
По словам художника, в Италии его поражает Рафаэль Санти и Микеланджело Буанарроти. Однако больше всего в его последующих произведениях будет чувствоваться влияние Джованни Баттиста Тьеполо, живопись которого увлекает Фрагонара красочной экспрессией и декоративным размахом работ.
В это время Фрагонар пишет следующие работы:
Стоит отметить, что картина «Выигранный поцелуй» была написала не с натуры – художник рисовал её, играя, импровизируя. В любом случае, полотно отражает ту лёгкость и непринуждённость, которую испытывал мастер во время её написания. Не зря говорят, что лучшая работа та, которая сделана с душой.
В 1761 году Жан-Оноре возвращается на родину и сразу посвящает себя интенсивному труду. Этот период творчества является очень плодотворным.
Его полотна славились среди богачей того времени, да и сам он не прочь был зарабатывать на своём таланте, рисуя портреты каждому из них.
Период с 1774 по 1806 год считается поздним в творчестве Фрагонара. Его стремление творить изо дня в день неумолимо гаснет. Из страниц истории мы видим, что эти времена для Франции являются беспокойными. Художник вынужден покинуть столицу.
Последние годы жизни талантливый художник провёл в безвестности и нищете. Умер он в Париже в 1806 году.
Знаковые работы великого мастера
«Качели» или «Счастливые возможности качелей» стали общепризнанным шедевром эпохи рококо. «Качели» – не просто самое известное, а поистине знаковое произведение Жана-Оноре. Именно с этим произведением ассоциируется Фрагонар во всём мире.
Заказчиком полотна стал барон Сен-Жюльен. Программа «Качелей» известна со слов Габриэля Франсуа Дуайена:
Поверите ли, через несколько дней после появления в Салоне моей картины «Святая Женевьева» один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину... Он был в своей «холостой квартире» со своей возлюбленной... Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину... «Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания; и чем более вы захотите внести веселости в этой произведение, тем будет лучше». Признаюсь, – говорил Дуайен, – что это предложение, которого я никак не должен был ожидать ввиду характера мотива, лежащего в его основе, сначала меня смутило и заставило буквально оцепенеть. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами».
Позже Дуайен отказался от этой, по его мнению, нелепой картины и предложил заказчику услуги Фрагонара. Герой этой статьи был только рад этому. И, как видим, не напрасно!
Композиция картины характерна духу того времени – пышность, легкость и грациозность наполняют полотно. Густая зелень и пробирающиеся сквозь неё лучи игривого солнца создают неповторимый колорит работы. На этой картине пестреет силуэт пышного одеяния, парящей дамы. Ветер подхватывает её невесомую туфельку. Девушка залилась смехом.
Фрагонар не хотел высмеивать образ епископа и заменил его более скромной особой. Предполагают, что художник в роли старого слуги видел мужа этой самой барышни. Сам же заказчик изображен у ног любовницы, созерцающим эту прекрасную картину.
Может предполагать, что Сен-Жюльен остался доволен работой.
«Молодая читательница», известная также под названием «Портрет молодой девушки за чтением», была написана в 1776 году. Любопытно, как такой яркий и непоседливый человек, как Фрагонар столь отчетливо передаёт внутреннее спокойствие и задумчивость героини.
Прекрасен девушки портрет!
Так в чём же видим мы секрет
Того, что нравится картина?
Открыта девичья душа,
И так скромна и хороша
Читающая героиня!...
… Как дева юная чиста!
Нас умиляет красота
Её воротника и платья!..
Она прекрасна, как цветок!
И жаль, что Фрагонар не смог
Её фамилии назвать нам!
(Иван Есаулков)
Предлагаю посмотреть некоторые не менее интересные работы французского мастера живописи.
Полноватый, румяный франт с искрящимися глазами, остроумный, обаятельный, неизменно приветливый и веселый, Фрагонар был истинным сыном галантного XVIII века. Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом.
Полотна, пронизанные духом эпохи рококо, радуют ценителей прекрасного и по сей день. Нас с вами в том числе.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием