Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Кубизм – геометрический переворот живописи начала XX века

Доброе утро, друзья!

С вами @meskalinerush и сегодня я хотел бы рассказать о кубизме. Многие слышали об этом направлении живописи, и даже имеют какое-то представление о нем, но я хотел бы познакомить вас с некоторыми именами и историями кубизма.

В работе в кубистском стиле объект анализируется, разбивается и реорганизовывается в абстрактную форму. Вместо того, чтобы изображать объекты с одной точки зрения, художник изображает предмет с множества точек зрения и рассматривает субъект в более полном контексте. Сам термин связывают с выражением критика Луи Воселя, который, увидев один раз работы Жоржа Брака, назвал их «кубиками» и «кубическими причудами».

Кубизм, как считают эксперты, зародился в начале XX века во Франции. Его прародителем считается известный живописец постимпрессионист Поль Сезанн.

Например, его работа «Гора Сент-Виктуар» содержит различимые глазу простые прямоугольные формы, которые являются отличительной чертой кубизма. Но на этой работе истоки направления и формы не столь выражены, как в более поздних работах мастеров кубизма.

Поль Сезанн «Гора Сент-Виктуар»

Или еще одна работа Поля Сезанна:

Поль Сезанн «Горы в Провансе»

Здесь простая геометрия еще более различима. В конце столетия Поль Сезанн в своем письме к Пабло Пикассо указывает, что в работе необходимо рассматривать натуру как совокупность простых геометрических форм – квадратов, сфер, конусов, которые необходимо держать в сознании как организующее начало картины. Пикассо прислушался к Сезанну, и глубоко задумался над новым смыслом, в дальнейшем положив начало традиционному раннему кубизму вместе с Жоржем Брако в своих студиях с 1906 по 1908 гг.

Примером раннего кубизма по праву считается работа «Авиньонские девицы» Пабло Пикассо, опять же, вдохновленным картиной Поля Сезанна «Купальщицы».

П. Пикассо «Авиньонские девицы»

Примеру Пабло последовал и Жорж Брак с работой «Дома в Эстаке» в 1908 г.

Ж. Брак «Дома в Эстаке»

После зарождения раннего кубизма в работах Пикассо и Брака, период которого еще называют прото-кубизм, ими были воодушевлены многие другие художники. С 1909 по 1914 гг. наступает вторая фаза развития, так называемый «высокий кубизм». К Пикассо и Браку присоединяется еще одна личность – испанский художник и скульптор Хуан Грис.

Вдохновившись своим соотечественником Пикассо, Грис оставляет ремесло карикатуриста и становится видной фигурой в кубизме, приобретая собственный стиль.

К тому времени состоялась первая организованная групповая выставка кубистов в Salon des Indépendants в Париже весной 1911 года, причем работы Пикассо или Брака на выставке не были представлены. Течение приобретает популяризационный характер.

Х. Грис «Портрет Пабло Пикассо»

В отличие от Пикассо и Брака, чьи кубистские работы были практически монохроматичны, Грис рисовал яркие гармоничные цвета на заднем плане. Сначала Грис писал в стиле аналитического кубизма. Этот термин, который он сам позже и придумал, характеризует акцентирование на формах и их пересечениях в пространстве, но после 1913 года он начал свое обращение в синтетический кубизм.

Многие выделяют такие стадии развития кубизма, как аналитическая стадия и синтетическая. Синтетический кубизм, в свою очередь, характеризуется отрицанием объема и выделением поверхностей и фактур. Сначала художники наклеивали на холст разные очертания из бумаги, но позже отказались от аппликаций. Самый инновационный период кубизма был до 1914 года.

«Женщина с мандолиной» Хуана Гриса, написанная в 1916 году, является ярким примером синтетического кубизма.

Х. Грис «Женщина с мандолиной»

Одним из ярких представителей периода высокого кубизма является также художник и теоретик Альбер Глез.

А. Глез «Купальщицы»

После 1914 года начинается эпоха позднего кубизма, среди которого ярко выделяется так называемый «кристаллический» кубизм. Он отличается большим сдвигом в геометрическую составляющую.

Одна из известных работ того времени – «Солдат играет в шахматы» художника Ж. Метценже.

Ж. Метценже «Солдат играет в шахматы»

После Первой мировой войны кубизм вернулся в качестве центральной проблемы для художников и продолжился в середине 1920-х годов, когда его статус авангардистского течения вызвал сомнения после появления геометрической абстракции и сюрреализма в Париже.

Многие кубисты, в том числе Пикассо, Брак, Грис, Глейс и Метцингер, увлекаясь другими стилями, периодически возвращались к кубизму. Кубизм вновь появился в 1920-х и 1930-х гг. в работах американского художника С. Дэвиса и англичанина Б. Николсона.

Во Франции, однако, кубизм пережил спад, начавшийся примерно в 1925 году.

П. Пикассо «Три музыканта»

Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах мира. В России, например, некоторые художники, такие как К. С. Малевич, В. Е. Татлин, попробовав кубизм, быстро отошли на другие направления, смешав его и начав работать в стиле кубофутуризма. Малевич, кстати, сказал: «Если ты стремишься изучать искусство, то изучай кубизм».

К. Малевич «Точильщик»

Впоследствии художники-кубисты стали придерживаться новых направлений и авангардских течений, и примерно с 1925 года кубизм постепенно "пошел на спад", внеся тем не менее свой важный вклад в развитие мировой живописи и отдельных имен.


Автор статьи @meskalinerush


Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

Уроки рисования Карикатуры и шаржи Разбор полётов Основы рисования Конкурсы

Знакомство с нашими авторами Искусство на миллион Художники разных стран и эпох Обзор учебников по рисованию Художественные музеи и галереи мира

Художественный калейдоскоп Книги и фильмы о художниках Лайфхаки для художников Мастер-классы от новичков Галерея

22
92.209 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые