«Мадонна в скалах»: история двух шедевров
«Мадонна в скалах» – так называются целых два полотна работы Леонардо да Винчи, одно из которых хранится в Лувре, а другое в Лондоне, в Национальной галерее. По композиции картины мало отличаются друг от друга, но всё же это два разных шедевра.
Картина, принадлежащая Лувру, датируется серединой 80-х годов XV века и ее размеры по высоте отличаются от лондонской версии на 8 см. Возраст картины из Национальной галереи Лондона, по крайней мере, на десяток лет меньше и написана она была до 1508 года.
Между музеями существует негласный спор – кто обладает оригиналом, а кому принадлежит реплика бессмертного полотна.
На картине изображена юная дева Мария, стоящая на коленях у кромки воды, рядом с ней Ангел в красной накидке, а возле них два младенца. Сцена описывает возвращение Святого семейства из Египта. По дороге, в древних скалистых горах, происходит встреча с младенцем Иоанном, которого позже будут именовать Крестителем. Дева кладёт правую руку на плечо Святого Иоанна, левой рукой благословляя младенца, находящегося возле Ангела.
Полотно «Мадонна в скалах» было заказано Леонардо да Винчи монахами из братства Святого Франциска для одной их церквей Милана.
В истории живописи это было впервые: персонажи изображались не на фоне пейзажа, а внутри него. Кроме этого, художник несколько затянул сроки выполнения заказа. В целом заказчики остались недовольны результатом. У святых на полотне отсутствовали нимбы, а жест Ангела, указывающего пальцем на Иоанна Крестителя, очень смутил заказчиков.
Когда Леонардо решил продать уже готовую картину, монахи подали на него в суд за такую вольность. По решению суда живописца обязали написать новую картину с учётом замечаний, высказанных монахами. Заказ был выполнен, пожелания заказчиков учтены и, по официальному мнению, так была создана вторая «Мадонна в скалах». На этом полотне у святых появились нимбы, а в руках Иоанна Крестителя – крест. В соответствие с замечаниями монахов отсутствовал и указующий жест Ангела.
Исследователи творчества да Винчи сразу обратили внимание на некоторые неточности в написании полотна. Обращало на себя внимание изображение растений у воды. Флора была выдуманной и носила оттенок фантазийности. С чего бы вдруг живописец решил так неестественно изобразить цветы?
Известный факт, что Леонардо досконально изучал строение растений, мало того, ему принадлежит целый ряд открытий в ботанике. Именно он понял, как по древесным кольцам можно определять возраст деревьев. На Луврском полотне растения выглядят реалистично, не ярко и приглушённо, как и должны выглядеть растения в затенённом и сыром месте. На другом полотне художником написаны растения, которые в жизни вряд ли встречаются, они выдуманы, поскольку мастер не был таким знатоком флоры, как да Винчи.
Вывод почти однозначен. Скорее всего, Леонардо не захотел писать вторую работу, и копию по его поручению выполнили ученики. Предположительно, над некоторыми частями картины работал Джованни Амброджо де Предис – один из наиболее ярких последователей «леонардовской» манеры живописи, особенно это заметно по сфумато.
Этот художественный приём был разработан Леонардо да Винчи для смягчения очертаний силуэтов людей и предметов. Sfumato переводится с итальянского, как «исчезающий дым». Метод был описан живописцем в теории и применялся им повсеместно в художественной практике.
В 2005 году лондонская «Мадонна в скалах» была исследована с помощью инфракрасных и рентгеновских лучей. Похоже, что Леонардо вовсе не собирался копировать полотно заново. Под написанным полотном обнаружили другую картину. На ней женщина держала одной рукой младенца, протянув другую руку вперёд.
У исследователей творчества да Винчи появилось предположение, что изначальн, он хотел написать картину на тему поклонения Иисусу-младенцу. Это же исследование подтвердило, что Леонардо своей рукой внёс много поправок в копию полотна.
Фото DAVID ILIFF. Лицензия: CC-BY-SA 3.0
История второго шедевра закончилась продажей картины в конце 18 века художнику Гамильтону, который привёз ее в Англию, где она и была уже куплена Лондонской Национальной галереей в 80-х годах 19 века.