Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Магия Гюстава Доре

Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте

Детство. Страсбург

Гюстав Доре был гением. В каком возрасте он начал рисовать, Доре не помнил. Няня говорит, что в четыре года. Он даже спать ложился с карандашом, и просил, чтобы его оттачивали с обеих сторон – так дольше рисовалось.

Его отец – инженер-мостостроитель, конечно, хотел, чтобы сын пошел по его стопам, но не сложилось. Пытаясь отвлечь Гюстава от рисования, отец подарил ему скрипку. Доре и скрипкой овладел блестяще, но и карандаша, как ни бились, не бросил.

Поль Гюстав Доре. Фотография Феликса Надара

Однажды они с другом рассматривали собор. Друг сделал фотографию, а пока она проявлялась, Гюстав нарисовал храм по памяти. Когда сравнили со снимком, оказалось, что на рисунке не пропущено ни одной детали.

Необыкновенную зрительную память украшала его фантастическая работоспособность. Один его товарищ рассказывал, что Гюстав спал не больше трех часов в сутки.

Дочь его друга Теофиля Готье в воспоминаниях о Доре говорила, что он мог прийти в гости на руках и не поздоровается до тех пор, пока не исполнит всю программу клоунады до конца. Этот необыкновенный труженик был обычным школьником в быту, готовый в любую секунду выкинуть какой-нибудь трюк.

Однажды к нему решил заглянуть министр связи. Так, Гюстав, принимая его, сделал торт в виде телеграфного аппарата, салфетки сложил в виде конверта, и вообще всю свою столовую превратил в отделение почтового ведомства.

Иллюстрация к сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик»

Когда Гюставу было 6 лет, он получил от родителей долгожданный подарок. Это были краски в тюбиках. Но у мальчика не было того, на чем он смог бы рисовать – ни доски, ни картона. Размышляя над этим вопросом, он увидел во дворе петушка грязно-белого цвета. Его окрас произвел отталкивающее впечатление и Доре решил исправить эту ошибку природы. На раскрашивание петушка он истратил весь тюбик зеленой краски, и теперь это был уже не невзрачный петух, а чудо-птица, сияющая всеми красками весны.

После хорошей работы Доре решил поспать, Но сон его перебили тревожные крики крестьян. Оказалось, что существует древняя легенда, которая гласит, что с появлением зеленой курицы придет голод и эпидемия. Гюставу пришлось объяснить, что это была его работа, И люди немного успокоились. Но одна старая крестьянка сказала «когда-нибудь, как и сейчас, люди будут ругать твою живопись».

Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте

Юность. Париж

Париж 1847 год. Гюстав радовался новой жизни, которая окружала его со всех сторон, он был готов сделать первые шаги к своей мечте, Поэтому первым делом отправился в издательство. Доре показал несколько рисунков из цикла «Подвиги Геркулеса», которые понравились издателю. Так, в 15 лет он уже получил место с окладом в 5000 франков в месяц. Через пару лет опубликовал свой первый альбом с литографиями «Парижский зверинец». В отличие от подвигов Геркулеса, это была настоящая зрелая работа.

Наблюдая за людьми, художник мастерски изобразил различные характеры, поместив каждого из них в свой зверинец. Этот труд был принят на славу, Доре стал популярен. Но ему этого было мало, он хотел иллюстрировать классику. Тогда выбор Гюстава пал на Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Здесь художник дал волю своему богатому воображению. Иллюстрации были наполнены юмором. У Гюстава была репутация успешного молодого сатирика.

Иллюстрация к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»

Но он желал большего и однажды предложил своему издателю проиллюстрировать одно известное произведение. Но получил отказ.

И тогда Доре решил работать самостоятельно. Работа над иллюстрациями Данте Алигьери «Божественная комедия» заняла у него почти 13 лет. При этом он писал картины, правда во Франции к его живописи всерьез никто не относился. Зато его работы нравились английской публике.

Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте

Отрочество. Лондон

В 1867 году английские издатели предложили ему контракт на устройство постоянно действующей выставки его рисунков и картин в Лондоне, где вскоре и была открыта галерея Доре. Принимали его по-королевски. Дамы приветствовали его стоя, принц и принцесса Уэльские пригласили на обед, на котором он был представлен её Величеству. Было много предложений, но он выбрал проект под названием Лондон. Цель этой книги – помочь богатому и состоятельному оценить величие бедняков.

Полотно «Се человек»

Художник приступил к работе. Перед ним открылся целый мир. Мир насыщенный, многообразный, восхитительный и ужасный одновременно. Для полноты картины Доре чередовал картины светской жизни с бытом в городских трущобах. Блеск и пафос лондонской элиты сменяли беспросветная нищета простых обывателей.

Временами ему казалось, что он вновь изображает рай и ад, настолько явно было различие между теми, кто жил достойно, и кто влачил жалкое существование. И в этот раз Доре не пришлось ничего придумывать, он просто изобразил жизнь такой, какая она есть.

Иллюстрация к сказке «Красная шапочка»

Однажды он впервые посетил Лондонскую тюрьму и попросил стражника постоять у окошка, из которого был виден внутренний двор, чтобы посмотреть, как по нему гуляют заключенные. Через несколько минут он сказал: «Я назову вам профессию каждого из этих людей». И стал указывать – вор, мошенник, карманник, взломщик. У стражи все шире и шире раскрывались глаза, потому что Доре назвал все точно.

Иллюстрация к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Иллюстрации к Библии

Его мастерская напоминала шахматный клуб, где мастер давал сеанс одновременной игры. Переходя от доски к доске, он делал замечания, подбадривал, учитывал почерк каждого из граверов. Но всей этой и без того кажущейся легкости штриха пришел конец, когда он взялся иллюстрировать Библию.

Сохранились десятки рисунков, по сотне эскизов ко многим из сцен Священного писания. Доре долго и мучительно искал нужные образы, и искал внутри себя, поскольку работать с натуры не очень любил. В живописи он обратился к модели единственный раз, и то по настоянию друзей, которым больно было смотреть на его мучения.

Иллюстрация из библейского цикла «Всемирный потоп»

Натурщица жаловалась потом, что художник лишь три раза взглянул на нее, а потом углубился в работу и больше на нее не смотрел. Девушке это не понравилось, и она попыталась привлечь к себе внимание: стала ерзать, шуметь, а потом и вовсе подбежала к Доре, чтобы тот ее заметил. Но Гюстав от неожиданности выронил карандаш, потому что так углубился в творческий процесс, что искренне считал, будто находится один.

Заплатив натурщице за одно утро столько, сколько она заработала бы за месяц, Доре сказал, что не смеет ее больше задерживать. Напоследок она взглянула на картину, и увидела там рисунок мужской головы. Позировать снова девушка отказалась.

Двухтомная Библия, в которой было 230 иллюстраций Гюстава Доре, начала издаваться в 1865 году, когда мастеру исполнилось 33 года. Издание было обречено на всемирную славу.

Вспоминая свою работу над иллюстрациями, он однажды признался в разговоре одному из своих друзей, как однажды ночью увидел на лондонском мосту несчастных созданий, которые спали на каменных ступенях, прижимаясь друг к другу. Не доверяя своей волшебной памяти, он сразу их зарисовал, а потом стал писать кистью. И писал снова и снова до тех пор, пока не получилось святое семейство.

Полотно «Андромеда»

Последние годы жизни

По возвращении в Париж Доре продолжал писать картины, хотя они по-прежнему подвергались критике. В 1882 году ему пришел заказ на иллюстрации к стихотворению Эдгара По «Ворон». Доре принялся за работу, несмотря на то, что здоровье его было слабым. Заказ был выполнен, но эта работа стала для него последней. Художник умер в начале 1883 года, его похоронили на знаменитом кладбище Пер Ла Шез. Гюставу был 51 год.

Всю жизнь он мечтал быть живописцем, а ему досталась слава гениального иллюстратора. Сейчас его работы можно увидеть во многих музеях. Уже после смерти его признали как многогранного художника, которому удалось победить время.

Источник изображений

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием


Автор статьи @ms-anna


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

13
58.143 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые