Мария Башкирцева – талантливая русская художница-реалистка
Как часто приходится слышать о том, что женщины не способны на великие деяния, чего бы это не касалось, хоть бы и искусства. Отчего так? Почему мир старается затереть образ женщины-творца? Почему ей оставляют лишь образ матери, снисходительно называя его великим? Так, словно отступные: ты велика уж тем, что родила. Остальное – не твой удел.
Вырасти гения и скройся в его тени, периодически греясь в лучах его славы, учитывая, что гений, несомненно, мужчина. А если всё же представительницам далеко не слабого слабого пола (простите за тавтологию) удаётся добиться каких-либо высот, то об их достижениях предпочитают скромно умалчивать. Об одной из них я и хочу рассказать – о Марии Башкирцевой.
Мария появилась на свет в Полтавской губернии (нынешняя Украина) 12 ноября 1858 года в дворянской семье. Родители её рано развелись, и мать увезла болезненную дочь за границу в надежде найти подходящий для здоровья ребёнка климат. Рядом с ними всегда находился доктор.
В силу хрупкости своего здоровья, она могла и не учиться, поскольку семья её была богата. Но страсть девочки к знаниям была так велика, что она самостоятельно создала перечень предметов, которые хотела изучить и девятичасовую дневную программу для их освоения. Она овладела несколькими языками, среди которых и "мёртвые", играла на многих музыкальных инструментах, читала философов древности и своей современности.
Мария являлась счастливой обладательницей великолепного меццо-сопрано и вполне могла бы стать примой оперы:
"Какое удовольствие хорошо петь! ...Это не та гордость, которую даёт золото или титул. Становишься более, чем женщиной - чувствуешь себя бессмертной".
Однако осложнившийся ларингит привёл к ухудшению слуха и Мария начала глохнуть. Ей категорически запретили петь. А вслед за этим доктора обнаружили чахотку – туберкулёз. В то время это означало смертный приговор. Девушке было всего лишь 16.
Через некоторое время последовал ещё один удар: семья её жениха – родственника одного из кардиналов Рима – запретила ему женитьбу на ней. На некоторое время она уехала к отцу на Полтавщину. Исходя из записей в её дневнике, тот оказал ей неоценимую поддержку.
В свои 19 она становится слушательницей приватной Академии живописи Жюлиана в Париже – единственной в своём роде, обучающей живописи женщин. И в этом искусстве Мария оказалась весьма одарённой. Ей прочили большое будущее.
Девушка смогла за двухлетний период освоить семилетнюю программу. Мне кажется, что человек, осознающий близость смерти, включает на полную мощность все свои ресурсы, стараясь успеть всё. Может быть поэтому она успела так много и, в то же время, так мало.
Её мастерство казалось невероятным для столь юного создания, и многие пытались обвинить молодую художницу в подлоге, предполагая, что истинным автором картин являлся её учитель в Академии – Жюль Бастьен-Лепаж.
В своих работах она ярко изображала жизнь парижских улочек, что казалось немыслимым для девушки из богатой семьи.
Портреты в её исполнении поражают глубиной передачи характеров. Безупречность линий и живость красок. Застывшая в глазах печаль и радость улыбок. А ведь ей всего лишь 20 с небольшим.
Ощущая близость кончины, Мария торопилась жить и, возможно? это придавало ей смелости запросто писать знаменитостям того времени. Вела она переписку и с Ги де Мопассаном, надеясь встретить в нём, как ей казалось, родственную душу и, предположительно, надеясь доверить ему судьбу своего "Дневника", чтобы дать ему литературную жизнь после её смерти. Но, избалованный вниманием воздыхательниц, писатель написал ей достаточно бесцеремонное письмо, за что удостоился резкого ответа:
"Вы не тот, кого я ищу. Но я никого не ищу, ибо полагаю, что мужчины должны быть аксессуарами в жизни сильных женщин... Вы не стоите меня... Мне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить".
Она осознавала близость скорой смерти, увядание своей жизни, как увядает осенью природа:
"Умереть? Это было бы дико, и однако мне кажется, что я должна умереть. Я не могу жить: я ненормально создана; во мне – бездна лишнего и слишком многого недостает; такой характер не может быть долговечным".
Ги де Мопассан пытался возобновить переписку с Башкирцевой, но Мария была непреклонна. Ему осталось лишь произнести слова сожаления на месте её последнего пристанища:
"Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток".
Марию Башкирцеву убила очередная простуда на фоне чахотки. Она покинула жизнь 31 октября 1884 года в Париже. Не полные 26...
Её последняя картина "Весна" осталась незаконченной, равно как и жизненный путь талантливой девушки.
Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»
Статья подготовлена @seagull15 для @vp-painting