Мария Дмитриевна Раевская-Иванова. Первая женщина, получившая диплом профессионального художника
В 1868 году стены Петербургской Академии художеств, можно сказать, «взяла на абордаж» молодая женщина, претендующая на звание профессионального художника.
Академикам и в голову не могло прийти, что представительница «слабого» пола вдруг вознамерится получить диплом. Нет, устав этого вроде как и не запрещал, но все привыкли жить по неписаным законам. И ладно бы медаль ей захотелось. Так ведь нет – подайте документ, подтверждающий её профессионализм художника, да со степенью! И кто же это осмелился?
Знакомство с дерзкой претенденткой
В 1840 году в селе Гавриловка Изюмского уезда (с красивым ныне названием – Барвенковский район) Харьковской губернии, в семье богатых землевладельцев Ивановых родилась девочка – Мария.
Дядя её был предводителем местного дворянства. Мать очень любила читать и с детства прививала дочери хороший литературный вкус. Образование девочки было домашним, но весьма основательным. Более же всего она увлекалась рисованием. Но в России женщин как-то не очень этому учили, особенно вдали от столиц, и семья отправила дочь за границу. Благо, средства позволяли.
Первые шаги на поприще живописи
В 1863 году Мария Иванова оказалась в Дрездене, где изучала литературу, язык и лингвистику. Прослушала курс лекций по геологии, зоологии и истории в стенах Миланской Академии наук. Училась и в Сорбонне, и в Праге. Уму непостижимо, когда она между всем этим успевала ещё и живописи учиться?! Тем не менее.
В Дрездене это была мастерская профессора Эргардта. Здесь же она брала уроки лепки у скульптора Кирхгода. Уроки альфреско Марии преподавал профессор Дитрих.
Вернувшись на родину в 1868 году, молодая художница основательно владела теорией и практикой живописи. К этому моменту сформировалась и её мечта – создать школу, где все желающие могли бы получать уроки рисования. Во время пребывания в Париже Мария познакомилась с известным писателем Григоровичем Д. В., который был одним из первых популяризаторов художественного образования. Он разъяснил художнице, какие требования предъявляются к школам подобного рода.
Немало в этом плане помог ей и профессор Крелинг из Нюрнберга. Но, чтобы осуществить мечту, знаний и таланта было мало – необходим диплом (всё, как всегда в этой жизни: будь ты хоть семи пядей во лбу, но без подтверждающей этот факт бумаги, ты – никто).
Первая дипломированная женщина-художница
Потому-то и «штурмовала» Академию Мария Иванова. Она намеревалась экстерном сдать экзамены, чем повергла высокую комиссию в ещё больший шок. Претендентка должна была представить работу, и в качестве таковой продемонстрировала картину, написанную в стиле реализма «Смерть крестьянина в Малороссии» (к сожалению, большинство работ М. Д. Раевской-Ивановой исчезли в неизвестном направлении).
Комиссия устроила дерзкой соискательнице экзамен с пристрастием, но в итоге вынуждена была признать, что та хорошо подкована как теоретически, так и практически. 15 сентября 1868 года в России впервые был вручен диплом профессионального художника женщине!
Правда, ведутся споры о том, кто был первым: Софья Васильевна Сухово-Кобылина или Мария Дмитриевна Раевская-Иванова? Но факта получения диплома профессионального художника Софьей Васильевной я не нашла, хотя это ничуть не умаляет её вклад в искусство.
«Школа рисования и живописи»
После долгих хождений по бюрократическим кругам (бюрократия, как и мафия, всегда жива!) на пару с матерью, к концу февраля 1869 года удалось открыть приватную «Школу рисования и живописи». Немалое содействие в этом оказали Марии Дмитриевне выдающиеся художники: Шишкин И. И., Семирадский Г. И., Стасов В. В., Мясоедов Г. Г. Организовать работу школы помогали и неравнодушные общественники, такие, как Раевский С. А. (бывший преподавателем политехнического института в Харькове), ставший учителем во вновь созданном учебном заведении, а вскоре и мужем Марии Ивановой.
Успехи школы
Школа характеризовалась разнонаправленностью. Кого-то готовили к поступлению в Академию, а кого-то к практической художественной работе: декораторами, гравёрами, иконописцами, учителями рисования и даже черчения. Да, здесь преподавали и навыки рисунка тем, кому они были необходимы на поприще наук: кому-то – технических, а кому-то – естественных.
Подобными заведениями такого рода на тот момент были Московское Строгановское училище и Петербургская школа при Обществе поощрения художников. И хотя поступивших в Академию насчитывалось не так уж много, среди учеников школы Марии Раевской-Ивановой есть и знаменитости:
художник Васильковский С. И.
художник Левченко П. А.
архитектор Бекетов А. Н.
Принципы обучения
Главным в обучении рисованию Мария Дмитриевна считала натурный рисунок. Ученики использовали в основном карандаши, тушь, уголь. В школе также преподавали черчение и лепку, которую Раевская-Иванова ставила во главу развития объёмного видения. Позднее было введено преподавание теории перспективы, истории искусств и пластической анатомии. Как факультатив шли пирография, росписи по различным материалам, тиснение по коже.
Важный момент: цена на обучение была небольшой, а представители бедных слоёв населения и вовсе учились бесплатно.
Общественная и благотворительная деятельность Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой
Мария Дмитриевна по несколько раз в году проводила благотворительные вечера, средства от которых шли как на развитие и поддержание школы, так и на другие нужды. В частности, имеется письмо дочери Льва Николаевича Толстого с благодарностью за оказанную Раевской-Ивановой помощь голодающим на Поволжье.
С лёгкой руки Ивана Крамского Марию Дмитриевну избрали почётным вольным членом общины Академии художеств. Методика её преподавания была признана всё-таки лучшей. Помимо этого они с мужем принимали активное участие в создании Общества распространения грамотности.
Но к середине 90-х XIX века художница практически ослепла, и ей пришлось оставить преподавание. Однако она не сложила руки и продолжала участвовать в общественной деятельности. С огромной радостью она встретила идею создания в Харькове «Общества взаимопомощи трудящихся женщин». Даже стала одним из соучредителей.
Организация способствовала отстаиванию человеческих прав женщин и их самодеятельности. Через несколько лет благодаря работе «Сообщества…» в Харькове организовали Высшие женские курсы. И на всё это Мария Дмитриевна без сожаления жертвовала немалые суммы.
Немного о личном
При всей своей занятости М. Д. Раевская-Иванова успела воспитать замечательного сына – известного конструктора паровозов Александра Сергеевича Раевского, который стал преподавателем Санкт-Петербургского политехнического института. К сожалению, он погиб при испытании железнодорожного моста в Лихоборах в 1924 году.
Муж дожил до преклонных лет и умер в единственно оставленной Советской властью комнатушке их дома в 1940 году.
Наследие Марии Раевской-Ивановой
К 1912 году Мария Дмитриевна добилась, чтобы городские власти Харькова взяли школу на попечение. Мало того, она настояла, чтобы школа получила статус училища. В этом же году она умерла. Теперь её детище именуется Академией дизайна и искусств.
В наши дни о ней мало кто вспоминает, хотя имя этой удивительной женщины ещё при жизни было внесено в энциклопедию Брокгауза и Ефрона. А ведь вся её деятельность, по крайней мере, я так считаю, и есть феминизм в лучшем его проявлении. Не бегание по улицам с обнажёнными частями тела и не уничтожение или порча каких-либо достопримечательностей, а настоящая увлечённая деятельность, показывающая ум и талант женщины, ничуть не уступающие мужским. Вот это достойно уважения!
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Автор статьи — @seagull15