«Назад в будущее? – Вперед, в прошлое!» Безумные миры Александра Селезнёва
Саша Селезнёв – современный цифровой художник из Воронежа. За короткую (3 года), но активную творческую карьеру он успел стать по-настоящему культовым среди художественного андеграунда.
Его стиль уникальный и узнаваемый не только благодаря оригинальной технике рисования, но и сюжетам. Являясь известным в интернет-пространстве, в реальности он ведет замкнутый образ жизни, немногословен, редко дает интервью и откровенно не любит пояснять смысл своих картин. Работает дворником, а остальное время целиком посвящает творчеству.
«Зарабатываю мусорщиком по утрам. Встаю, иду на работу к семи часам. Возвращаюсь в половине одиннадцатого. Жру. Сплю. В пять вечера просыпаюсь и пять часов рисую».
"Продвигать" свое творчество он принципиально не спешит, что дает ему право называться одним из самых ярких представителей современного художественного андеграунда. Дополнительным штрихом к характеру художника является тот факт, что по окончании выставки любой желающий может снять понравившуюся работу со стены и забрать домой.
Селезнёв играет на концерте собственной музыкальной группы. Андеграунд во всём – от места выступления до музыки, текстов и музыкальных инструментов. По звучанию – примерно как группа "Мираж".
Часть первая. Сыграть в игру, которой не существует
У многих, кто впервые сталкивается с творчеством Александра, возникает странное ощущение, будто они смотрят в собственное прошлое – во времена видеокассет VHS, компьютерных игр Sega и Dendy, субкультур 90-х годов и реалий конца СССР.
Первая волна популярности пришла благодаря компьютерным играм. Самые известные работы Селезнёва – это картины, мастерски стилизованные под игры на Dendy того времени с наивной (по сегодняшним меркам) графикой. Игры, которых не существует.
Просто вообразите себя ребенком 90-х, который пытается понять события сквозь призму знакомых ему образов из видеоигр и фильмов со старых (жеванных) VHS-кассет.
Mortal Kombat – одна из самых популярных игр 90-х, которая произвела впечатление минимум на два поколения.
А что, если?.. – наверное, этот вопрос задает себе любой художник и, в более широком смысле, – творец. И сам отвечает на него в своих работах: иногда двусмысленно и не вполне понятно, иногда в форме шутки или картины, полной намеков и скрытых смыслов.
Тогда, 5 лет назад, трудно было предположить, что из этих забавных подражательных картинок родится новый уникальный жанр современного российского художественного андеграунда.
Изометрия (вид сверху-сбоку) – популярный метод изображения, который часто использовался в компьютерных играх тех лет. Художник активно использует этот прием в своих работах.
Часть вторая. Пиксель-арт
Смысл и отличительная особенность направления пиксель-арт заключается в том, чтобы создавать изображения на уровне пикселя, то есть самой малой логической единицы изображения. То есть каждая точка изображения поставлена целенаправленно, стараясь уместить максимум информации в минимум размера и цвета.
Часть третья. Play-Pause-Play VHS
Некоторые картины Селезнёва создают полную иллюзию кадров со старых видеокассет. Эффект поврежденной пленки, плохое качество записи, брак и прочие детали воспроизведены реалистично с маниакальной дотошностью.
Композиция картины также отсылает к мысли о том, будто это случайный кадр фильма, поставленного на «паузу». Картина словно намеренно обрезана по краям, выхвачен лишь случайный эпизод, и стоит нажать на кнопку «пуск», как мы увидим продолжение за рамками, установленными художником.
Фрактальность образов глубже, чем кажется на первый взгляд. Мы наблюдаем такую последовательность: реальность как исходный мотив, кадр фильма как вторая итерация, и картина с изображением кадра из фильма как повторение третьего порядка, которое повторяет исходный мотив, в то же время не являясь его точной копией. Это дверь в бесконечность вложенных смыслов.
Внимательный зритель никогда не уйдет разочарованным! Щедрый автор предлагает нам богатую пищу для ума.
Часть четвертая. Кто такая Рыжая?
На последних картинах Александра Селезнёва появляется одна и та же героиня – девушка с огненно-рыжими волосами. Похоже, что это вымышленный персонаж. Вот что он сам говорит о ней:
«Это моя попытка отблагодарить Пеппи-Чулок, персонажей Аркадия Гайдара и Жанну Д’Арк за то, что они есть на свете. Не уверен, что получилось. Ну, зато время провёл».
Насколько эта попытка удачна, он не берется судить. Тем не менее образ получился действительно узнаваемым и символизирует, на взгляд авторов этой статьи, красоту и полную "безбашенность" пубертатного периода.
Вероятно, Саше попросту надоело, что его имя стало ассоциироваться исключительно с модными стилизациями под компьютерные игры и прочую ностальгию. Рыжий женский персонаж является яркой противоположностью и протестом всей той "чернухе", которая принесла популярность, но загнала в рамки.
Часть четвертая. Лица
Александр редко пишет портреты. Очень жаль, ведь это метафизика в чистом виде. А вы бы хотели такой портрет?
Часть пятая. Философская
Сам художник никак не определяет жанр своего творчества.
«Я просто рисую, как вижу», – говорит он, и не отрицает того, что ему нравится сгущать краски и нагнетать атмосферу. На вопрос «Чему Вас учит искусство?» он отвечает так: «Искусство вообще не учит. Оно ноет, как гнойник на теле общества».
«Живопись должна предлагать альтернативную реальность, как можно более сложную и противоречивую».
Вероятно, вы заметили, что в подборке практически нет ни одной работы 2017 года. Причина – переход автора на новый уровень метафизики. Теперь каждая его картина – головоломка, достойная лучших картин Дэвида Линча и требующая расшифровки. Однако, правильно ли расшифровали, вы не узнаете, ибо автор говорит так:
«Если надо объяснять, то не надо объяснять».
Все работы любезно предоставлены художником для публикации.
Авторы статьи — @maryatekun и @nonsense