Небольшой экскурс в историю пастели
С недавних пор, как я взяла в руки карандаш, меня не оставляет мысль испробовать себя в пастельной технике. Пока я об этом раздумываю, решила поинтересоваться историей её возникновения.
Изначально пастель (от лат. pasta – тесто) служила лишь вспомогательным инструментом и использовалась преимущественно для набросков. В качестве примера рисунок углём, который является её предшественником и служил верой и правдой нашим первобытным предкам.
В конце XV века была в ходу техника трёх карандашей: итальянский карандаш (прессованная сажа на клею), мел, сангина, цветовая гамма которой колеблется от красного до коричневого. Название сангина происходит от латинского "sanguis", что означает "кровь". Изготавливают её из каолина (белой глины) и оксидов железа.
Наиболее ранний пастельный рисунок принадлежит руке Леонардо да Винчи. Это портрет Изабеллы д'Эсте – жены маркиза Мантуи Франческо II Гонзага, написанный примерно в 1499 году. Изабелла была весьма известной покровительницей искусств. Леонардо достаточно высоко оценил сухой изобразительный материал, но использовал его только для набросков.
Первой, кто использовал пастель для создания полноценных живописных картин, была Розальба Карриера – венецианская художница, жившая в 1675–1757 годах. К 25-ти годам она настолько прославилась своими работами, что была приглашена в римскую гильдию художников Академии Святого Луки.
Её пастели послужили импульсом для зарождающегося стиля рококо. Художнице заказывали портреты весьма именитые и даже венценосные особы.
Мастерство Розальбы Карриера действительно восхищает. Картины в её исполнении полны жизни и очарования.
Может, немного приукрашены, но разве сейчас не модно убеждать себя, с помощью хотя бы и визуализации, в том, что более удовлетворяет наши желания, и в плане внешности в том числе. Вот и делала она приятное людям. Что плохого в том, что человек дарит радость другим?
Не менее знаменитые пастельные портреты создал и более молодой современник Розальбы Карриера – Жан-Этьен Лиотар, родившийся в Женеве в 1702 г. Его именовали не иначе, как "живописец королей и красивых женщин".
Будучи в Вене, он пишет наиболее знаменитую его пастельную работу "Шоколадница":
Глядя на реалистичность изображения, с трудом осознаёшь, что это рисунок, и не маслом. Посмотрите на лицо и руки девушки: они, как живые! А складки на одежде?! Ещё мгновение и картина придёт в движение! Если поднапрячь воображение, то и запах шоколада можно почувствовать.
В Россию пастель попала где-то к середине XVIII века, и работали ею преимущественно иноземные художники, выполнявшие портреты на заказ. В начале XIX века на этом поприще прославился Карл-Вильгельм Барду, живший в Москве.
Как выглядели многие представители русской знати тех времён, известно во многом благодаря работам этого художника, писавшего их пастелью.
Не брезговали пастелью и русские художники того периода. Например, Венецианов Алексей Гаврилович.
Но во второй половине XIX века пастельная техника уходит на второй план и лишь к началу ХХ столетия у неё открывается второе дыхание благодаря многим замечательным художникам. Один из них – Маковский Константин Егорович, создававший очень красочные картины.
Мастером пастельной техники был и Исаак Левитан с его колоритными пейзажами.
Высокое звонкое небо осени, убегающая вдаль река, яркие краски позолоты листьев: кажется, ещё немного и мы ощутим сладковатый запах чуть прелой травы! И это пастель.
А его картина «Разлив»? Удивительная живость изображения! На воде играют блики чуть пробивающегося сквозь мрачные тучи солнца, и хоть мы его не видим, лучи очень реалистично отражаются на водной поверхности.
Нетипичное изображение для Левитана – натюрморт «Васильки». С любовью собранный букет полевых цветов того и гляди заблогаухает летней свежестью.
Не прошел мимо пастельной техники и Эдгар Дега. Нежная бархатистость фактуры рисунка особо привлекала его, маня живостью пастельного штриха.
И сейчас многие современные художники весьма успешно обращаются к данной технике, создавая великолепные работы, играющие поистине живыми красками!
Посмотрите, как сверкают краски на картинах Марины Терешковой.
Для меня и вовсе явился открытием факт потрясающих возможностей пастели! Солнечные лучи в облаках буквально подсвечивают картину, изливая на зрителя тепло и свет.
А зимний пейзаж? Солнечные зайчики радостно скачут по снегу, и кажется, будто это они оставили свои следы в лесу. Просто зима и холод, но вот художница вписывает солнце средь ветвей, и краски словно струятся, пытаясь дотянуться до озябшего зрителя, ласково согревая его.
«Очей очарованье…»: действительно очарованье, глядя на следующую картину Марины Терешковой:
Река поражает своей прозрачностью. Кажется, коснись её, и на руке останется вода. Уже не тёплая, как летом, но ещё и не холодная ноябрьская. Лично у меня эта картина вызывает смешанные чувства, впрочем, как и сама осень. Я бы назвала их – радостная грусть.
Кстати, художница даёт прекрасные мастер-классы. Если у кого-то после прочтения статьи тоже возникло желание поработать с пастелью, можете их найти на страницах её блога и попробовать свои силы в данной технике.
Фото работ Марины Терешковой взяты из блога художницы с персонального разрешения на публикацию
Автор статьи — @seagull15