Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Несколько слов о методике преподавания рисования детям

В начале статьи я хотел бы добрыми словами вспомнить тех своих преподавателей художественной школы города Брянска, которые вложили в моё образование капельку своего сердца и души. Если бы не они, не их забота и терпение, я, наверное, никогда бы не решился преподавать сам, и даже не стал бы художником, как таковым.

Сегодня я хотел бы рассказать и поделиться теми основными принципами обучения, которыми мне приходится руководствоваться во время уроков с детьми разных возрастов.

Возможно, кому-то они покажутся очень близкими, но не исключаю и того, что другие, более опытные в этом деле педагоги, воспримут мою методику что называется "в штыки".

Однажды, ещё давно, когда я только закончил обучение сам, мне пришлось поехать в гости к родной тётушке в Петербург. Есть у меня там две двоюродные сестры, которые порой бывают очень шумны и непоседливы. Хорошо помню, что мне со своим тихим темпераментом буквально спасу от них не было. Но вот однажды случилось так, что я предложил старшей из сестёр, которая младше меня на два года, порисовать акварелью.

Краски нашлись, отыскались и подходящие кисточки. Я поставил несложный натюрморт из комнатных предметов и... тут произошло то, что, наверное, и должно было произойти: атмосфера в квартире вдруг успокоилась, обе сёстры присоединились к рисованию, и мы примерно два или даже три часа трудились над своими рисунками, наслаждаясь процессом художественного творчества.

На следующий день мы снова устроили двухчасовой урок живописи. Так продолжалось регулярно изо дня в день и постепенно даже в характере младшей, весьма шумной и темпераментной кузины, появилось что-то умиротворяющее и спокойное.

Уже тогда я хорошо намотал себе на ус два важных момента:

1. Даже самых бойких и непослушных детей очень легко увлечь, если дать им краски, кисточки и бумагу.

Однако просто так не каждый ребёнок станет рисовать. К примеру, если бы я сказал своим сёстрам: «Так, ну-ка быстро идите и рисуйте!» – уверен, ничего бы из этого не вышло. Поэтому здесь я сделал ещё один важный вывод.

2. Обязательно надо рисовать вместе с учениками.

Почему-то все дети очень любят, когда учитель рядом рисует. Я прекрасно помню, как трепетно сжималось моё сердце, когда кто-то из моих собственных преподавателей в художественной школе подходил и что-то поправлял на моём рисунке. Я воспринимал такие поправки как незыблемую истину и всегда доверял им. Так родилось третье правило, которое я уяснил для себя уже позже.

3. Желательно не вмешиваться в процесс рисования ребёнка вообще. Но если вы это делаете, старайтесь не просто подрисовывать что-то за него, а грамотно и подробно объяснять, что, как и почему вы делаете.

Нужно всегда интересоваться, понял ли ребёнок то, о чём ты ему говорил. Пускай его рука не окрепла, пусть его линии не точны и неказисты. Но обязательно нужно следить за тем, что он не просто калякает бездумно, а старается следовать наставлениям. Лично у меня рот вообще не закрывается, когда мы рисуем, но я могу и замолчать, если чувствую, что слишком перегружаю кого-то своими словами.

4. Дети, они как пористые губки – впитывают всё очень быстро и хорошо помнят всё изученное.

Это даже не правило, а скорей наблюдение, которое лично мне помогает понимать, как и что можно объяснять в каждом конкретном случае. Например, когда ребёнку 6-7 лет, то нет смысла подробно рассказывать ему о том, что такое блики, тени или рефлексы. Однако если у вас наладился хороший дружеский контакт с аудиторией или в индивидуальном занятии, то и это не проблема, так как в форме игры легко можно постараться объяснить даже и такие сложные вещи, как строение улитки или спиральная структура сосновой шишки.

5. Использовать для примера можно что угодно: простые вещи для составления натюрмортов, распечатки из сети, монитор компьютера и, конечно, живую натуру. Можно также включать фантазию и рисовать "из головы".

Самое лучшее, конечно, это рисовать реальные, живые предметы и натуру. Но если такой возможности нет, не бойтесь использовать всё, что только возможно. Со временем прилежный ученик поймёт разницу между рисованием на природе и рисованием по картинкам, и научится работать с разными референсами.

В заключение хотелось бы особенно отметить то, что каждый из юных учеников неповторим и является личностью. У каждого из них свой индивидуальный характер и внутренний мир. Мне всегда интересно наблюдать за тем, как каждый из детей относится к своим урокам. У них у всех даже в таком маленьком возрасте есть свой почерк и своя мера усидчивости.

Я искренне считаю, что подход можно найти абсолютно к каждому из этих маленьких будущих драгоценных камушков.

В публикации использованы фотографии из личного архива автора


Автор статьи @yurchello


Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

Уроки рисования Карикатуры и шаржи Разбор полётов Основы рисования Конкурсы

Знакомство с нашими авторами Искусство на миллион Художники разных стран и эпох Обзор учебников по рисованию Художественные музеи и галереи мира

Художественный калейдоскоп Книги и фильмы о художниках Лайфхаки для художников Мастер-классы от новичков Галерея

60
67.692 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (37)
Сортировать по:
Сначала старые