Новаторское творчество пейзажиста Джона Констебля
Здравствуйте, дорогие ценители искусства!
С вами @viktoria-hrust. В своём первом посте для сообщества "Мастерская художников" хочу рассказать о великом художнике Джоне Констебле, чье творчество формировалось медленно и с большим трудом, а по итогу радикально изменило направление западноевропейской живописи XIX века.
Джон Констебл родился 11 июня 1776 года в крохотной деревушке под названием Ист-Бергхолт на территории графства Стаффолк.
С ранних лет мальчишку восторгали живописные английские пейзажи. Колоритные травяные массивы, пленительные воды реки Стаур, плавно сливающиеся с синевой неба – все это вдохновило юного художника на написание шедевральных картин.
Отец мальчика, имущий мельник, смотрел на Джона, как на главного наследника, потому пренебрегал увлечением среднего сына. В их семье рисование приравнивалось к бесполезному занятию, из-за чего раннему пейзажисту доводилось скрывать от родных свое пристрастие к живописи. Лишь в возрасте 23-х лет Джон отважился признаться отцу в том, что продолжать семейное дело он не намерен. Родитель махнул рукой, выделив сыну небольшую часть грошей.
В 1799 году юноша поступает в Лондонскую Королевскую Академию художеств. Во время учебы Джон наслаждается изучением картин и проводит много времени, рисуя с натуры. Параллельно с этим Констебл принимает предложение стать преподавателем рисования в военном колледже, благодаря чему период безденежья сменяется на достаток.
В начале своего пути Констебл неоднократно приходил за советом к настоящему мастеру Джону Томасу Смиту. Несмотря на рекомендацию авторитетного художника посвятить себя семейному ремеслу, он отчаянно стремился доказать всему миру, что выбрал правильный путь. Поняв, что педагогика не приносит ему удовольствие, молодой мастер спустя два года оставляет колледж. Вот тут и начинается новый виток в карьере художника...
Констебл окончательно принял решение посвятить себя пейзажной живописи и с тех пор начал двигаться по этому пути. В зимние периоды художник находился в Лондоне, а летом предпочитал путешествовать или возвращался в родную деревню. 1811 год стал знаменательным в его творческой деятельности. Проводя время в гостях у архидиакона Джона Фишера, пейзажиста потрясли роскошные виды Солсбери. Именно картины, написанные с этих окрестностей, позже были признаны одними из лучших достижений Констебля.
Джон встречает давнюю знакомую из состоятельного окружения Марию Бикнелл, отношения с которой постепенно перерастают в настоящую любовь. Наперекор неприятию Констебля семьей невесты влюбленная пара спустя семь лет все же играет свадьбу, после чего девушка дарит Джону 7 прекрасных детей и остается его единственной музой на всю жизнь. На тот момент пейзажи Джона не продавались, поэтому он пишет портреты, чтобы прокормить семью.
Брак с любимой женщиной приносит художнику множество перемен: в картинах появляется настроение, техника и стиль написания становятся на уровень выше прежнего, растет спрос на портреты Констебля.
Пейзажи Джона по достоинству оценивали лишь профессионалы, несмотря на то, что работы регулярно выставлялись в самых престижных галереях Англии. Творчество талантливого живописца приобрело некоторую популярность только после хвалебной рецензии из уст уважаемого Теодора Жерико. Благодаря его лестному отзыву французские импресарио выкупили ряд картин Констебля. Художник воспылал надеждами на признание и богатство, однако, мечтам не суждено было исполниться...
Вследствие отклонения пейзажистом всех предложений о работе за границей, материальное положение семьи остается скромным. Последующие провальные проекты бесповоротно разрушают его веру в успешное будущее. Джон Констебл говорил: "Лучше я буду бедным на родине, чем богатым за границей."
Невезения мужа и тревога за будущее детей не давали покоя Марии. Постоянные стрессы дали о себе знать – женщина скончалась в ноябре 1828 года в Брайтоне, куда ее отвез Джон, отложив все дела. После ухода из жизни любимой женщины художник впал в отчаяние, и не смог избавиться от скорби до конца своих дней.
Спустя год Констебля принимают в Академию, где он дает лекции лучшим художникам континента, но стремительный рост популярности не компенсирует боль от утраты любимой женщины.
1837 год становится последним в жизни Джона. В марте он умер от сердечного приступа и был похоронен рядом с могилой своей жены. Как это часто бывает, при жизни талантливый живописец не получил должного признания, и до XX столетия его творчество оставалось все так же незамеченным. За годы своей жизни ему удалось продать на родине 12 своих картин и в четыре раза больше во Франции.
Известность Джон Констебл получил лишь спустя десятилетия после смерти, и сейчас на его работах обогащаются посредники. Картины английского пейзажиста украшают представительные музеи Америки и Европы, являясь идеалом чистой природной красоты.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Автор статьи — @viktoria-hrust