О самых громких преступлениях в искусстве
Вообще-то кражи картин, скульптур не так уж редки, это довольно популярные преступления. И все-таки есть среди них самые-самые, связанные с великими полотнами, громкими именами либо странные или беспрецедентные по своему совершению.
С какой целью похищаются картины? Считается, что на первом месте стоят банальные перепродажи (истинных шедевров это касается мало, т. к. существуют трудности с их продажей). На втором месте – артнепинг, т. е. получение выкупа за нетленку от государства, музея или страховщиков. На третьем – выполнение заказа, сделанного так называемыми «черными коллекционерами». Другие причины считаются несущественными. Сегодня вы узнаете о нескольких громких хищениях.
Грабители не спешили, они – выбирали
Эта кража произошла в 1990 году. Бостонский Музей Изабеллы Стюарт Гарднер лишился сразу нескольких подлинников гениальных художников. Простота плана, трезвый расчет и жесткий цинизм не перестают удивлять общественность до сих пор. А дело было так…
Ночной порой 18 марта в 1.24 двое мужчин в форме полицейских позвонили в дверь музея. Подошедшей охране они сказали, что им нужно сделать срочный звонок. Охранники совершили большую ошибку, впустив липовых представителей правопорядка в помещение (да и Правила Музея оговаривали такие ситуации, а именно – запрещалось открывать дверь в ночное время кому бы то ни было). Конечно, горе-хранители были благополучно преступниками обезврежены.
В течение 81-й минуты, т. е. не очень-то и торопясь, более того – выбирая шедевры (разбирались сами или работали «под заказ»?), похитители вырезали из рам и вынесли за пределы Музея 13 полотен. Среди них можно выделить особо «Концерт» Яна Вермеера, который считался бесценным, и три картины Рембрандта, в том числе уникальной, единственной в его творческом наследии изображение морской тематики.
Среди похищенных числятся также полотна Дега, Эдуарда Мане и Говарта Флинка. Всего (предположительно) на сумму 300 миллионов долларов. Это хищение считается самым значительным за всю историю музеев в США. Оно не раскрыто до сих пор. Обещано 5 миллионов долларов тому, кто предоставит достоверную информацию о предполагаемом месте украденных картин.
Из церкви – на виллу главного мафиози
Шел октябрь 1969-го года. В Палермо в церковь Св. Лоренцо зашли двое. Без промедления устремились к алтарю и там быстро, по-деловому освободили от рамы холст Караваджо и удалились, унеся с собой «Рождество со святыми Франциском и Лоренцо» стоимостью 20 млн долларов.
Картина нашлась в 2003 году. Она украшала виллу, принадлежащую главарю сицилийской мафии. Оказалось, что все эти десятилетия «Рождество…» ласкало глаз небезызвестного Джерланда Альберти. Это подтвердили и арестованные мафиози.
Самое «оптовое» хищение
Двадцать картин единовременно вынесли воры из Амстердамского музея Ван Гога, и все картины, естественно, принадлежали кисти великого нидерландского постимпрессиониста. Ночью похитители-оптовики пробрались в учреждение. Охрана здания была настолько безалаберно организована, что преступникам удалось не спеша, в течение часа(!) ознакомиться с экспозицией и выбрать, что́ унести с собой.
Место преступления воры покинули на автомобиле охраны (как оказалось позже, ограблению помогал один из охранников). А дальше события развивались странным образом. Через полтора часа после ограбления на место прибыла полиция. А еще через полчаса была обнаружена брошенная машина с похищенным добром. Что здесь произошло, трудно сказать, но факт остается фактом – картины общей стоимостью 200 миллионов долларов (иные источники называют 500 миллионов) были найдены, однако, почти все оказались серьезно поврежденными.
Преступление, совершенное за 50 секунд
1994 год. Норвегия открывала зимние Олимпийские игры. В Национальной галерее в Осло охранники увлеченно следили за телетрансляцией открытия, и прослушали непродолжительный звук сработавшей сигнализации (а он был таковым потому, что рассчитывавший именно на это похититель сумел живо ее обесточить).
На всю дальнейшую процедуру у грабителя ушло 50 секунд. За это время он успел взобраться по приставной лестнице, высадить стекло в окне, снять знаменитую картину Мунка «Крик» (на минуточку, стоимостью в 75 миллионов долларов) и – исчезнуть.
Да, похититель одной картины оказался не без юмора. На том месте, где находилось полотно, он оставил записку, в которой благодарил галерею за ненадлежащую охрану. Вскоре полиция сообщила о требовании, выдвинутом неизвестными лицами: за 1 миллион долларов они обещали вернуть полотно.
По каким-то причинам обмен не состоялся. Прошли месяцы, и вот агентами Скотленд-Ярда, назвавшимися покупателями шедевра, грабители были арестованы. Да-да, непосредственный похититель не был единственным участником операции. Картина возвращена галерее.
Все представленные в статье произведения искусства находятся в общественном достоянии