Основы рисования. Поговорим о правилах штриховки
Добрый вечер, дорогие читатели и любители изобразительного искусства!
С вам @yurchello с обучающими материалами по рисунку. Сегодня поговорим о некоторых тонкостях рисования, о методах и правилах штриховки.
Идея сегодняшней статьи рождалась долго и в больших раздумьях. Мысль сделать материал витала в воздухе давно, но когда я сел и спокойно стал перебирать в уме все те моменты, которые стоит учесть, касательно темы, оказалось, что нюансов здесь очень много и всё просто невозможно поместить в рамки одной публикации.
Казалось бы, что может быть проще, когда вы берёте карандаш и приступаете к рисованию. Делаете штрих, потом другой. А можно и не задумываться о штриховке, просто водить туда-сюда рукой, изображая детали объектов.
Конечно, можно и так, но давайте всё-таки рассмотрим некоторые правила, которые считаются академически приемлемыми, и без учёта которых найти свой путь в рисовании будет гораздо труднее и дольше.
Выше рисунок с примерами нескольких видов штриховки. Здесь можно узнать как классические, так и декоративные её виды. Тут только восемь форм, но видов штриховки гораздо больше, причём сами эти виды в исполнении разных художников тоже могут отличаться между собой. Всё будет зависеть от многих факторов: от нажима, чёткости движения руки, расстояния между линиями или размера самих штрихов по длине.
Сегодня я не стану сильно обобщать, потому что хотел бы разобрать основные правила всего одного вида штриховки – штриховки сеткой. Этот вид показан самым первым, вверху слева на рисунке выше.
Штриховка сеткой считается наиболее часто встречающимся видом рисования карандашом, углём, ручкой или даже пером.
Перед тем как рассказать немного о методе, предлагаю взять простой карандаш, небольшой листок бумаги и потренироваться. Сделаем несколько простых движений, являющихся основополагающими в рисовании штрихом.
Делается линия штриха так: сначала кончик карандаша (или другого инструмента рисования) ставится в одну точку, затем делается плавный, несильный нажим и потом – резкий росчерк в сторону, будто движение метлы по асфальту. Нужно стараться следить за тем, чтобы все линии были направлены в одну сторону, параллельно друг другу. Я увеличил картинку с рисунком. Видите, при этом получается не просто линия, а линия более жирная и тёмная у своего основания, в начале движения руки, а потом она сама по себе как бы истончается, сходит на нет.
Возможно, у вас не получится сразу, но это ведь дело времени. Пробуйте и привыкайте, штриховка – дело нужное.
Примечание: Во время рисования вам могут понадобиться более длинные штрихи, тогда это будут просто вытянутые линии. Делать их нужно одну к другой, желательно на достаточно коротком и равном удалении друг от друга. Чем точнее вы их нарисуете, тем красивее это будет смотреться в вашей работе.
Теперь поговорим о том, откуда и куда в разных конкретных случаях нужно рисовать штрихи. К примеру, если мы рисуем перо, то сразу возникает вопрос, в каком направлении делать линии? От центра к краям, или от краёв к средней оси пера?
На рисунке выше я показал три варианта рисования пёрышка птицы. Смотрите сами: если вести штрих от края к оси, то получается один рисунок, а если вести штрих от оси к краям, то рисунок выходит уже совсем другой!
Во втором варианте это уже больше не перо, а ёлка или дерево в лесу. Казалось бы, мы всего лишь поменяли направление. Это так, но результат очевиден!
В третьем варианте я подошёл более обдуманно и не поленился сделать двойную штриховку. Смотрите, наше перо как бы заблестело и заиграло гранями. Если бы был более крупный рисунок, смотрелось бы гораздо более естественно.
Метод изменения направления штриха важен во многих моментах рисования. Обязательно помните об этом и каждый раз хорошенько думайте, как и что вы собираетесь изображать штрихами. Например, на рисунке выше я показал, как будет смотреться штрихование тени в углублении.
Как мы помним из основного правила рисования затенений, чем ближе наша падающая тень к объекту, тем темнее она будет. В первом случае штриховки совершена непростительная ошибка лишь в одном небольшом нюансе: направление штриховки художник выбрал неверно. Тут так и получилось, что между тенью и объектом зияет белая дырка, перекрыть которую теперь выйдет лишь с трудом, не создавая большой мазни.
Следующий важный момент – направление штриховки. Часто у начинающих художников-графиков может возникнуть следующий вопрос: как направлять штрихи при рисовании, куда вести линию за линией, чтобы это смотрелось грамотно и правильно?
Вот пример разных штриховок. В целом, каждая из них правильная и вполне приемлема. Штриховка сеткой очень демократична. Можно смело выбирать удобное вам самим направление, не опасаясь при этом что-то испортить в рисунке или сделать не так. Главное правило – старайтесь делать штриховку так, чтобы она подчёркивала форму объекта, струилась вдоль теневых или светлых участков.
Помните! Области темнее или светлее делаются всего лишь разницей в расстоянии между отдельными штрихами.
Никаких затирок, и никаких других способов штриховки желательно не применять в одном рисунке.
В заключение хотелось бы добавить, что данная статья – не последняя точка в теме про штриховку. Следующая публикация будет посвящена небольшому мастер-классу по рисованию прозрачного стакана. Использоваться там будет как раз штрихование сеткой. А в дальнейшем мы обязательно рассмотрим и другие способы штрихования.
Автор статьи — @yurchello