Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

От живописи к энтомологии. Анна Мария Сибилла Мериан – художник, предприниматель, исследователь

2 апреля 1647 года в немецком городе Франкфурт-на-Майне родилась удивительная девочка – Анна Мария Сибилла Мериан. Почему удивительная? Да потому что женщина, сумевшая достаточно громко заявить о себе в те времена, была воистину чудом. Но вернёмся к началу.

Портрет Марии Сибиллы Мериан, 1679 г., автор неизвестен

Её отец – Матеус Мериан Старший – был гравёром швейцарского происхождения. Но так как он умер, когда дочь была совсем маленькой, основное влияние на воспитание девочки оказал уже отчим Марель – художник из Голландии и большой мастер натюрмортов.

Мать девочки Сибилла Хайн открыла дома небольшое шёлковое производство. С детства Мария помогала матери, сортируя гусениц шелкопряда по специальным пакетикам. Разумеется, перед её глазами проходил весь цикл их развития, и девочка проявляла живой интерес к этому маленькому чуду природы, делая, ко всему прочему, ещё и зарисовки. А рисовать она начала рано, проявив недюжинные способности, которые и развивал в ней отчим.

Этапы развития моли, питающейся виноградом

Помимо шелкопряда, девочка интересовалась и другими насекомыми, скрупулёзно изучая их, записывая и зарисовывая в тетрадях стадии их метаморфоз. Рисовала преимущественно акварелью или гуашевыми красками по пергаменту. Мария даже подбирала и препарировала умерших птиц, чтобы воочию видеть развитие личинок.

В 1664 году Мария Сибилла выходит замуж за ученика своего отчима – художника Иоганна Андреаса Графа. Дела у её мужа складывались не лучшим образом, и молодая семья с маленькой дочерью на руках переезжает в Нюрнберг, где у Графа были мастерская и типография. Однако удача и здесь не улыбнулась главе семейства, и за пополнение бюджета пришлось взяться Марии.

К 1677 году Мария опытным путём сумела создать несмываемые краски для ткани. На их небольшом производстве она создавала великолепные скатерти и салфетки для столовых. А украшали их, конечно же, удивительно красивые цветы и хрупкие бабочки, едва не вздрагивающие своими рисованными крылышками.

Мало того, Мария развернула бурную деятельность по обучению рукоделию (в частности, вышивке) всех желающих, и для этого отпечатала в типографии альбом-флорилегиум «Книга цветов» – с иллюстрациями, которые каждый при желании мог скопировать. Книга ушла на «ура!»

Краски, изготовленные Марией из растений, оказались не только водостойкими и яркими, но ещё и не подверженными выгоранию на солнце, что сохранило её работы практически в первозданном виде. Но рецепт их был, к сожалению, утерян.

Работы Марии оказались очень востребованными и заказы поступали даже от маркграфа Баденского, причём весьма значительные. Несмотря на свою занятость обеспечением семьи (заметьте, это был XVII век!), она продолжала писать акварелью, делая зарисовки цветов в садах (в которые ей персонально открыли беспрепятственный доступ), а попутно и бабочек со всеми стадиями их развития. Кроме вышивки, она занималась медной гравюрой и взращивала собственный сад. Воистину – женщина неистощимой энергии!

Первая книга, которую она выпустила, состояла из копий работ известных мастеров натюрмортов, преимущественно цветочных. Вторая состояла уже из её собственных зарисовок. Мария искусно изобразила ирисы, тюльпаны, розы, незабудки. Это были как одиночные цветы, так и букеты. И, конечно, на рисунках присутствовали насекомые, а кое-где и птицы. Краски, которые были использованы для её книг, не померкли по сей день. А ведь это был 1680 год, и создавала их женщина! Впоследствии Гёте считал Марию Сибиллу Мериан одним из выдающихся художников цветов.

Всю свою жизнь Мария вела наблюдения за насекомыми. Её интересовали их метаморфозы. Женщина собирала гусениц, кормила их и получала бабочек. И рисовала, рисовала, рисовала...

Отношения с мужем художница разорвала. Полагаю, тому не очень нравились странности жены, да ещё и самолюбие заедало: она-то успешнее. Мария даже фамилию сменила на девичью. Хоть на минутку представьте те времена. Представили? Это какую волю надо было иметь женщине, чтобы решиться на подобный шаг, имея на руках двух малолетних дочерей. Не побоялась ни молвы, ни осуждения церкви! А лишиться средств к существованию она уж точно не боялась, поскольку руки у неё выросли как раз оттуда, откуда положено. Да и умом она явно не была обделена.

В 1685 году она примкнула к секте лабадистов, ратовавших за возвращение устоев первых христианских общин, от которых, по их мнению, церковь давно отошла. Но и здесь она продолжала углублять свои знания и делать зарисовки насекомых.

В 1699 году Мария Сибилла получает грант с подачи Корнелиуса ван Аерсенса ван Саммлсдейка – губернатора голландской колонии Суринам в Южной Америке. Получила она его для исследования насекомых на южноамериканском континенте. Чтобы дополнительно финансировать свою поездку, она продала 255 работ. По сути научная экспедиция предполагалась на пять лет, и исследовательница отправилась в неё вместе с младшей дочерью.

Экспедицию пришлось свернуть через два года, на протяжении которых Мария Сибилла собрала удивительную энтомологическую коллекцию, долгое время считавшуюся единственно полно представляющей насекомый мир Южной Америки. Если бы не малярия… Кстати, в Суринаме Мария успела выступить с критикой в адрес местных властей по поводу бесчеловечного отношения к рабам. Хотя сама имела их в услужении. Но, возможно, относилась к ним как к людям, а не вещам.

В 1705 году выходит её книга «Metamorphosis insektorum surinamensium».

Экземпляры её работ до сих пор являются предметом гордости музеев, которым посчастливилось их иметь. Значительная часть работ знаменитой исследовательницы была куплена Петром I в императорскую библиотеку. Младшая дочь Марии – Доротея Мария Гзель – и вовсе поселилась в Санкт-Петербурге вместе с мужем-художником и детьми, где обучали рисованию и живописи учеников Академии наук.

Мария Сибилла Мериан. Портрет работы Георга Гзеля, зятя

Умерла Анна Мария Сибилла Мериан в 1717 году в результате длительной болезни. Вроде как существует запись в архивах, что на момент смерти она была фактически нищей. Видимо, поэтому её младшая дочь после смерти матери и уехала в далёкую Россию в поисках лучшей жизни.

Источники изображений: 1,2,3,4,5,6

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием


Автор статьи @seagull15


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

Уроки рисования Карикатуры и шаржи Разбор полётов Основы рисования Конкурсы

Знакомство с нашими авторами Цифровая живопись Художники разных стран и эпох Обзор учебников по рисованию Художественные музеи и галереи мира

Художественный калейдоскоп Книги и фильмы о художниках Лайфхаки для художников Мастер-классы от новичков Галерея

5
36.956 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые