Поль Гоген. Вызов «воскресному художнику»

В мире искусства существует целая масса примеров того, как непризнанные при жизни художники обретали славу через много лет после своей смерти. Но, пожалуй, одна из самых интересных биографий принадлежит французскому художнику Полю Гогену – представителю постимпрессионизма.

Будучи примерным семьянином и вполне успешным в делах человеком, Поль Гоген и не помышлял в свои ранние годы о том, что однажды свяжет свою жизнь с искусством. У него было всё для счастливой жизни: красивая жена, отличная работа, целых пятеро детей.

Поль Гоген достиг своего благополучия сам, пройдя путь от простого юнги на корабле до успешного в делах клерка крупной компании. Невзирая на то, что его мать после своей кончины не оставила ему наследства, Поль Гоген поднялся из самых низов общества и достиг вполне приемлемого уровня жизни.

Однако у Господа Бога всё же имелся свой план в отношении этого человека. Однажды он вынужден будет оставить семью и детей, и стать художником, имя которого долго будет никому не интересным. В конце концов, этот странный человек удалится от светского общества и незаметно скончается на далёком полудиком острове посреди океана…

Творческая деятельность Поля Гогена началась с того, что в 70-е годы XIX века он познакомился с Камилем Писсаро – уже довольно известным в те годы художником-импрессионистом. Гогену нравятся идеи ярких сочетаний цветов, где революционным образом смешиваются красочные оттенки и необычным образом представлены объекты сцен в картинах.

Вскоре Гоген и сам начинает писать свои работы, и даже умудряется выставлять их на различных выставках и на продажу. В те времена это было только хобби, но очень скоро всё внутреннее существо этого преуспевающего семьянина начинает борьбу за то, чтобы перестать быть «воскресным художником», а начать писать картины постоянно и полностью посвятить себя искусству.

«Водопой», Поль Гоген, 1885 г., х.м., частная коллекция

Такая возможность вскоре представилась. Гоген оставляет семью и уезжает в Париж лишь с одним младшим сыном. В те годы он больше не успешный служащий, а человек, едва сводящий концы с концами, чтобы просто выжить во внезапно обрушившейся на него нищете.

В этот период Гоген как раз и пишет много картин, окончательно сближается с импрессионистами. Также он участвует в многочисленных выставках и разных творческих собраниях.

В более поздние времена, когда в среде импрессионистов наступил длительный творческий кризис, у Гогена рождается идея создавать сои полотна в более примитивистской манере с использованием плоских и ярких цветов. Это уже не совсем импрессионистская техника письма, но пока и не полностью то, что выходит за её рамки. Намного позже, когда имя Гогена зазвучит по всему земному шару, манеру его письма назовут смесью примитивного искусства в сочетании с японской техникой исполнения, которая наполнена метафорой, символизмом и даже некоторой мистикой.

«Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)», Поль Гоген, 1888 г., х.м., 74,4 х 93,1 см, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Гоген до конца так и не справился с бедностью в своей дальнейшей жизни. Его не принимало общество надутых от важности аристократов. Картины художника осмеивали публично и всячески принижали их достоинство. В мире пока не родилось новое восприятие искусства, которое родится и сформируется позже, когда вокруг станет больше ровных и гладких форм, как в архитектуре, так и в повседневном прикладном искусстве.

«День божества (Махана но натуа)», Поль Гоген, 1894 год, х.м., Чикагский институт искусств, США

Ближе к концу века Гоген несколько раз путешествует на Таити. Ему невообразимо нравится полудикая природа этих мест. В его творческих поисках рождается целая масса образов, воплощаемая им в той самой манере, которая ещё очень долгое время отторгалась ценителями традиционного европейского искусства. Именно на Таити Гоген в полной мере находит выход свои творческим фантазиям и пишет работы, которые в будущем станут бесценными.

«Всадники на побережье», Поль Гоген, 1902 г.

Намного позже один Катарский принц купит одну из картин Поля Гогена на аукционе, выложив за неё немыслимую сумму в 300 миллионов долларов. Даже сегодня это рекордная цена за одну картину среди произведений живописного искусства. Полотно с названием «Когда свадьба?» изображает двух таитянских девушек, и выполнена в привычной для Гогена манере письма.

«Когда свадьба?», Поль Гоген, 1892 г., х.м., Базель, Швейцария (до 2015 года)

В новелле «Луна и грош» известный французский писатель Соммерсет Моэм описал свою версию жизни великого художника Поля Гогена. Но какова бы ни была настоящая правда, факт остаётся фактом: талант этого замечательного живописца так и не получил признания при жизни.

И можно было бы переживать по этому поводу, размышлять и сокрушённо качать головой, но ведь, согласитесь, в истории достаточно примеров, когда судьба обходится с великими людьми искусства именно таким вот странным образом.

Если мы оглянемся назад в историю, то увидим имена тех, кто не был известен при своей жизни, но чьи работы стали по-настоящему великими, и украшают сегодня стены самых известных музеев мира.

Источник иллюстраций картин художника


Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»


Статья подготовлена @yurchello для @vp-painting

vp-paintingvox-populiискусствоpainting-artistyurchello
25%
2
194
156.959 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
194
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (61)
Сортировать по:
Сначала старые