Построение рисунка с помощью общих блоков и сегментов

Являясь приверженцем традиционной школы обучения рисованию, я очень часто сталкиваюсь с людьми, которые только-только начали делать свои первые шаги на поприще искусства, но у кого возникают определённые трудности с общими понятиями о построении форм и объектов сцены.

Часто наблюдаю то, как многие рисовальщики, делая свои первые шаги в искусстве, буквально теряются и не знают, как "захватить" рисунок, с каких отправных точек начать строить тот или иной объект.

Хорошо, если вы усидчивы и не боитесь трудностей. Тогда вам будет не сложно тщательно и поэтапно скопировать любую картинку, а если у вас ещё и неплохо развито чувство объёма и цвета, то рисунки будут превосходны. Но всем ли под силу идти таким путём?

Наверняка многие задаются вопросом: с чего именно начать рисунок? Каковы правила построения разных объектов, что нужно учитывать при рисовании сложных, ломаных форм, не упуская из виду тонкую разницу между тёмными и светлыми участками сцены рисования.

Предлагаю разобраться на конкретном примере

Я специально нашёл в сети вот такую лису. Не фото, а именно чей-то рисунок. Тут прекрасно видно, что и как построено, по каким принципам художник выстраивал свою работу.

Источник картинки

Как я уже сказал, есть разные способы рисования. Кто-то делает линии по клеточкам, расчертив рисунок на части, кто-то интуитивно вычерчивает, часто пользуясь стирательной резинкой, другие, имея большой опыт рисования, способны на глаз вычертить линии достаточно достоверно. Но мы подойдём к рисунку более рационально.

1. Прежде всего предлагаю создать вот такой габаритный «контейнер».

Вычерчивается он так, чтобы расстояния и наклоны линий соответствовали исходным направляющим. Замерить их можно с помощью карандаша. Если всё сделать не спеша и последовательно, то ошибок в процессе построения не возникнет.

Хочу заметить, что этот начальный процесс очень важен. Не стоит бояться потратить на него слишком много времени. Кроме того, чем дольше вы провозитесь с первыми линиями, тем более упростите свою задачу потом.

2. Следующий важный этап – зрительное разделение головы лисы на части.

Сразу может возникнуть вопрос: «А какими должны быть эти части? Как не ошибиться и не просчитаться с прорисовкой каркасных линий?». Всё очень просто. Прищурьтесь и присмотритесь. Вы увидите основные сегменты (светлые и тёмные участки), на которые разделена голова в данном ракурсе: уши, лоб, морда, пасть, тёмная шерсть на затылке.

Вычертим линии, которые зрительно отделят блоки друг от друга. В программе Adobe Photoshop я закрасил отдельные сегменты головы лисы разным цветом, чтобы вам было легче понять, о чём я только что рассказывал.

3. Теперь раздробим получившиеся крупные блоки на более мелкие составляющие.

Если не понятно, как это сделать, предлагаю снова прищуриться. Наш глаз так устроен, что при частичном закрывании века увеличивается контраст изображения, на которое мы смотрим. Таким образом мы сразу способны увидеть, какие участки темней на объекте, а какие светлей.

Для наглядности нам вновь поможет фотошоп. На схеме видно, как я разбил каркас рисунка и стали проявляться уже более проявленные черты морды животного.

4. После выявления основных блоков пришёл черед первых тонировок.

Нам обязательно нужно вычленить на данном этапе те из разделённых областей, которые являются самыми тёмными. Сделаем по ним первую «пристрелочную» штриховку.

Слева на схеме я как раз выделил те области, которые темнее остальных. Их и тонируем.

Смотрите, наша лиса уже не такая плоская, как раньше. У неё появился первичный объём!

Очень важен дальнейший ход нашей работы. Обратите внимание, мы как бы вновь дробим заштрихованные участки, то есть выделяем там же ещё более тёмные области. На схеме я для наглядности выделил их жёлтыми островками.

На наших первичных теневых участках только что появилась глубина. То есть более тёмные участки ушли в тень.

Правда ведь, наша лиса теперь стала гораздо живей? То ли ещё будет дальше!

5. Следующий этап – это просто развитие идеи блочного построения.

Мы продолжаем дробить теневые области, выискивая в них дополнительные детали и глубину. Наиболее тёмные участки теперь выделены синим цветом. Уже можно подробно прорисовать глаз лисы и частично шерсть на ушах.

Шерстью более подробно мы займёмся тогда, когда основные теневые области достаточно хорошо выделены. Рисовать волоски просто, достаточно рассмотреть, где они прорисованы в оригинале.

Наша лиса уже почти как живая!

6. Заключительный этап – "полировка" работы.

Но давайте не будем торопиться, ведь очень многие рисовальщики останавливают свою работу именно на этом этапе, ошибочно не уделяя должного внимания очень важному моменту. Смотрите, если мы посмотрим на оригинал и на свою работу, зажмурив на половину глаза, то с ужасом обнаружим, что наши тени и светлые участки не везде совпадают.

Прищурившись, внимательно изучите разницу между исходной картинкой и тем, что получилось у вас в работе. Уверен, никто с первого раза не сделает раскладку теней, полутеней и светлых участков так, как нужно. Долго и не спеша «полируем» нашу работу, высветляя одни области ластиком, и добавляя тон к более тёмным участкам.

Только тогда, когда сощуренные глаза не увидят разницы в распределении тонов на исходнике и на вашем рисунке, можно будет закончить работу и с уверенностью сказать, что вы сделали своё дело до конца.


Статья подготовлена @yurchello для @vp-painting


Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»

vp-paintingpainting-lessonpainting-basicsрисованиеарт
25%
106
198
247.659 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
198
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (45)
Сортировать по:
Сначала старые