Рациональные выдумки Арчимбольдо Джузеппе
Итальянца Арчимбольдо Джузеппе, авангардиста эпохи Возрождения, считают незаслуженно забытым гением поздней эпохи Возрождения. В его отношении многие искусствоведы проводят параллель с Леонардо да Винчи, настолько неординарен был его талант и кругозор.
Как и его великий предшественник, Джузеппе обладал энциклопедическими знаниями. Он оставил после себя неповторимое наследие, но, к сожалению, был забыт вплоть до 1885 года, когда оригинальное творчество было вновь открыто для широкой публики после публикации монографии о пути этого художника.
Как и да Винчи, Арчимбольдо был потомственным живописцем, который многого добился благодаря таланту, ещё при жизни снискав признание и славу.
Художник почти 25 лет находился на службе при дворе Габсбургов, а с королём Рудольфом II его связывала многолетняя дружба. В это время Джузеппе увлекался астрологией, устройством Кунсткамеры, пополнением коллекции предметов искусства королевской династии, в его же обязанности входила организация театральных представлений и различных празднеств.
Доверие к живописцу было настолько велико, что в конце 16 века ему был пожалован дворянский титул и поступило предложение о назначении его в должности пфальцграфа-управителя дворца в отсутствие монаршей особы. За всю историю Священной Римской империи такого положения добились лишь три живописца, в том числе и Арчимбольдо.
Всего три его полотна, выполненные в классическом стиле, дошли до нас: «Поклоняющиеся волхвы», картина с изображением принцессы и семейный портрет Максимилиана II. Всего 20 картин живописца составляют его наследие, однако нет ни строчки записей о себе или об истории создания его бессмертных полотен.
Творчество художника всегда вызывало бурные споры: кому-то нравились все без исключения его работы, а кто-то иронично замечал, что такое творчество – результат увлечения Арчимбольдо Кунсткамерой.
Некоторые современники причисляли его к последователям маньеризма, который характеризовался утратой «высоких идеалов Возрождения», потерей гармонии между телом и духом человека. Поздние работы Джузеппе уж точно никак не вписывались в классические каноны живописи: художник был ярким экспериментатором и авангардистом своей эпохи.
Особенно известны его необычные портреты. Люди на этих картинах как будто бы случайно рисовались собранными из разных предметов. Некоторые из портретов даже именовали «вакханалией природы».
Так, портрет библиотекаря был собран исключительно из вещей, находящихся в читальном зале библиотеки. Работа относится к циклу его картин «Профессии», который продолжил целый ряд полотен других циклов: «Четыре элемента», «Времена года», «Сезоны».
Объёмной и необычной работой художника стал цикл «Весна». Именно эти картины вызвали к себе пристальное внимание и интерес широкой публики. На одном из полотен изображена голова в профиль, которая «собрана» из сотни самых разных цветов.
Современники Арчимбольдо Джузеппе называли его работы шутками и причудами, другие специалисты пытались представить его творчество, как инверсию, когда в уродстве видится красота и наоборот.
Лично мне больше нравится идея, что таким образом проявлялась философия искусства художника. По словам исследователя Р. Барта художник выступал новатором языка, смешивая и комбинируя знаки.
Были и те, кто называл Арчимбольдо предшественником сюрреализма, нового течения в искусстве первой половины 20 века. Предметом этого направления была деформированная реальность, подобие сна наяву.
Скорее Иеронима Босха можно назвать предтечей этого направления в искусстве, а талант Арчимбольдо Джузеппе, его оригинальный взгляд на привычные вещи – это особое направление, полную оценку которому ещё только предстоит дать. Своеобразный мастер, в творчестве которого много символизма, фантазийности и метафор.
По словам всё того же Р. Барта:
Арчимбольдо говорит на двойном языке, одновременно явном и путанном; он создаёт «бормотание» и «тарабарщину», но эти выдумки остаются вполне рациональными. В общем, единственная причуда, которой не позволяет себе Арчимбольдо, он не создаёт язык совершенно непонятный... его искусство не безумно.
В 2008 году в Вене состоялась выставка живописного наследия Арчимбольдо. 150 его работ, в том числе выполненных в графике, были представлены публике. Эксперты были единодушны в своей оценке: стоимость полотен на аукционах составляет от 5 до 10 млн долларов, что выглядит весьма скромно для художника такого уровня.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием