Рисование лиц по учебнику «Самоучитель по рисованию шаг за шагом» А. Тимохович
Привет, дорогие читатели @vp-painting!
С вами @ksenia-v. Сегодня мы внимательно рассмотрим вторую часть учебника рисования, который я горячо вам рекомендовала в предыдущем посте.
Мне нравится в нем все: лаконичность, информативность, хорошая академическая подготовка автора. Мне, придире по характеру, почти не к чему в нем прицепиться.
Хочется более подробно рассмотреть урок по рисованию портрета девушки и отметить в нем несколько принципиально важных моментов. Фишка заключается в том, что автор описывает процесс своими словами, а я, когда рассматриваю и читаю, отмечаю совсем другие вещи. Не оспариваю, не критикую. Просто каждый из нас (и автор, и читатель) видит своё.
Учебный рисунок не должен быть меньше оригинала, считает Александра. Построение начинается с осей симметрии. На этом этапе отлично видно, что части лица сведены к простейшим формам геометрических фигур. Нос имеет форму усеченной призмы.
Лоб тоже передней плоскостью вписывается в трапецию. Для верхних век проведены дополнительные оси симметрии. Я так не делаю. А зря. Слезные железы и самое узкое место переносицы находятся на одном уровне.
Следующий этап – более подробная проработка форм и их скульптурное оформление. В этот момент рисунок напоминает лицо статуи, правда? Художница сделала нос круглым на кончике, проработала формы глаз и век. Линию стыка губ она сделала более тёмной. Не забыты и толщина век, размер радужек и слезные железы. Здесь нос шире расстояния между глаз, а ведь, как правило, они равны.
Пора из скульптуры делать живую девушку. Для начала нужно стереть вспомогательные линии и нарисовать зрачки в радужках. Тогда в фас они будут чётко по центру, даже если глаз повернут чуть вбок.
Тон на теневой стороне начинает из грубой геометрической формы лепить живое и мягкое лицо. Пока это первый слой теней и они выполнены быстрой косой штриховкой.
Светится кожа потому, что на нос снизу падает рефлекс. Волосы лежат крупными прядями, детализировать их можно в конце работы. Убраны вспомогательные линии, найдены самые тёмные тени (глазница, волосы), оставлен рефлекс на той щеке, которая в тени. Глаза блестят как будто от двух источников света. Единственное, что я смягчила бы в рисунке, это чёрные тени на кончике носа.
Академическое образование, возможно, требует от графика детальной проработки всего, что находится на первом плане. Но в глазнице и ноздрях эта чернота оправдана, потому что эти части лица находится в углублениях. Нос же, наоборот, выпуклый. Да и кожа у девушки светлая.
Посмотрите, как штрихи в теневых участках следуют за формой лица, насколько толще, чем линии лица, прорисованы пряди, как резинкой стерт заштрихованный участок волос и получается блик.
При внимательном рассматривании рисунков в правильной академической технике можно себе даже кое-что записывать. Когда вы сядете рисовать, не обязательно смотреть в книгу или в Интернет. Можно подглядывать в свои записи.
Когда я училась в художественной школе, то ходила по музеям со скетчбуком и не только зарисовывала, но и кратко записывала то, что находила в технике для себя нового и интересного.
На сегодня у меня все. Мне кажется, что я с головой погрузилась в разбор учебников по рисованию. Интересно ли вам это, дорогие читатели? Вы мало комментируете мои опусы. Полезно ли это вам? Вопрос для меня важный. Заранее благодарю ответивших.
Обычно я анонсирую в конце статьи тему следующей. Но пока не ответите, заранее не планирую. До новых встреч!
В обзоре использованы сканы из книги «Самоучитель по рисованию шаг за шагом» А. Тимохович.
Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»