Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Несколько слов о художественных красках. Почему выгорают и выцветают пигменты?

Добрый день, друзья, любители прекрасного!

С вами @yurchello. Предлагаю сегодня поговорить о красках. Но не о каких-то конкретных – акварельных, акриловых или масляных. Рассмотрим вопрос об их свойствах противостоять воздействию теплу и свету.

Я специально хочу сделать акцент на этих двух важных параметрах, потому что они взаимосвязаны и не так подробно освещаются в статьях, которые можно отыскать в глобальной сети.

Наверное, многие уже знают, что все художественные краски на своих упаковках маркируются несколькими обозначениями. Наряду с названием пигмента, колор-индексом и степенью укрывистости существует такая шкала, как светостойкость. Разные производители могут маркировать её по-разному, но чаще всего – это обозначение звёздочками. Чем меньше звёздочек, тем менее светостойкая краска у вас в наборе, соответственно, более устойчивые к свету пигменты имеют большее количество звёздочек.

К примеру, Ленинградский завод ЗХК обозначает краски от одной до трёх звёздочек. Если она одна, то краска выдержит на свету около 10-25 лет, если обозначены две звёздочки, то 25-100 лет, а если звёздочек три, то краска является наиболее светостойкой, и будет радовать вас на картинах от 100 лет и выше.

Cегодня в мире не существует единого стандарта маркировок светостойкости художественных красок. Так, французские или голландские производители могут маркировать светостойкость красок от одной до пяти звёздочек. Причём это вовсе не означает, что, к примеру, тот же церулеум марки Van Gogh, обозначенный пятью звёздочками будет более устойчив к свету, чем та же краска в наборе Невской палитры с тремя звёздочками, потому что там, где у нас их три, у них просто пять.

А вот, например, английские краски марки Winsor&Newton используют совсем другую маркировку, которая обозначается не звёздочками, а буквами: АА (отличная светостойкость), А (хорошая светостойкость), В (средняя светостойкость) и С (мало светостойкая).

Что же всё-таки это за штука – светостойкость? Как учитывать её художнику при выборе палитры красок для своих картин?

Самое главное, понимать, что за светостойкость отвечает, прежде всего, пигмент – красящее вещество. Именно он способен "выцветать" или сохранять изначальный цвет краски. То есть если, к примеру, вы часто используете краплак, то имейте в виду, что эта краска обесцветится значительно раньше, чем кадмий тёмный. И не важно, акварель это или акрил. В свою очередь, акварельный ультрамарин будет таким же светостойким, как ультрамарин на масляном холсте.

Современные качественные художественные краски в основном замешиваются на минеральных природных или минеральных химических пигментах. Разница между ними в том, что природные красители добываются в чистом виде (и затем перемалываются в порошок). Химически полученные пигменты также являются минеральными, но в чистом виде в природе не встречаются, их получают в результате различных химических реакций.

Теперь хотелось бы коснуться не просто светового воздействия на краски, но и термического. На своём многолетнем опыте, связанном с народными промыслами, я могу с уверенностью сказать, что влияние температуры на пигменты практически равносильно тому, как на краски воздействует свет. Разница лишь в том, что это воздействие производится гораздо быстрее и заметней по внешнему виду.

То есть, если мы возьмём охру или коричневый марс (имеющие маркировку светостойкости три звёздочки) и подвергнем рисунок, сделанный ими, термическому воздействию, то даже длительный температурный эффект не возымеет никакого эффекта. Эти краски останутся такими же, они не потемнеют и не посветлеют. Однако если проделать то же самое с голубой ФЦ или изумрудной зеленью, то такие краски поблекнут очень быстро.

Я не зря коснулся темы температурного воздействия, потому что в тех же художественных промыслах термообработка изделий является частью технологического процесса, и учитывать все нюансы разных красок – очень важная задача. Если в хохломе или городецкой росписи, например, стараются ограничивать сушку готовых изделий в термопечах, то при изготовлении гжельских узоров, наоборот, отжиг пигмента играет на руку художнику. Дело в том, что расписываются эти изделия невзрачным зеленовато-серым кобальтом, который после сильного отжига и глазурирования приобретает известный всему миру красивый синий цвет.

Хорошо, скажете вы, а как быть с повседневной стороной дела? Каким образом сохранить свои дорогие сердцу картины, чтобы они долго оставались яркими и сочными?

Могу дать несколько простых советов:

• Старайтесь развешивать живописные работы так, чтобы на них не воздействовало прямое солнечное освещение. Какими бы светостойкими красками вы их не рисовали, лучше не искушать судьбу, а то вашим далёким потомкам достанутся блёклые, выгоревшие и скучные картины.

• Электрический свет не так вреден для красок, как солнечный, но если ваши работы станут так популярны, что количество желающих сфотографировать их с использованием фотовспышек будет чрезвычайно велико, советую ограничить поток таких гостей в ваш дом. Не даром же во всех музеях мира разрешено фотографировать экспонаты исключительно без использования дополнительных осветительных приборов.

• Стекло отлично справляется с воздействием ультрафиолета. Поэтому вставляете акварельные, гуашевые, пастельные работы в рамки со стеклом.

• И, конечно же, не экономьте на хороших красках! Чем они качественнее, тем больше шансов на то, что ваши художественные шедевры проживут десятки, а, возможно (кто знает?), и сотни лет.

Источник фото


Автор статьи @yurchello


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

42
268.897 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые