Древнее искусство росписи каламкари

Каламкари – древнее искусство росписи хлопчатобумажных тканей. Весь процесс художественного нанесения красок происходит с помощью калама (пера). Калам – не что иное, как остро заточенный бамбук, а название “каламкари” произошло от персидских слов qalam (ручка) и kari (мастерство). Буквальный перевод: “рисование с помощью пера”.

Художник работает в технике каламкари(роспись). Автор снимка: Anilbhardwajnoida

Искусство каламкари изначально возникло в Иране около двух с половиной тысяч лет назад, а наибольшего расцвета достигло в эпоху Великих Моголов. Могольские правители, по большей части хорошо образованные люди, покровительствовали этому ремеслу, что способствовало дальнейшему распространению его в Индии. Особенным мастерством славились провинции Коромандел и Голконда. Как форма особого искусства роспись каламкари достигла своих высот именно в средние века, находясь под сильным влиянием персидских традиций.

Панно каламкари. XVII-XVIII век. Национальный музей Нью-Дели. Автор снимка: Spacetime29

В те времена бродячие певцы, музыканты и живописцы, называвшие себя читракарами, кочевали из деревни в деревню с рассказами о древних мифах. Свои повествования они иллюстрировали большими картинами на холстах, расписанных вручную. Таким же образом, позднее, и в индуистских храмах стали размещать каламкари с эпизодами индийской мифологии. Эти красочные панно были отчасти похожи на витражные изображения христианских соборов.

Сложился даже своеобразный храмовый стиль каламкари, который имел религиозную принадлежность. Изображения на панно отражали сцены из Пуран и индийских эпосов Рамаяны и Махабхараты. Росписью были украшены и прочие религиозные храмовые атрибуты: свитки, занавесы, знамёна колесниц.

Сцена из эпоса в технике каламкари

Для росписи каламкари используются исключительно натуральные красители. Природные красители получают не только из растений, в ход идут беспозвоночные и минералы. В качестве растительных красителей чаще других используют ягоды, кору, корни и листья растений. Реже встречаются другие биологические источники: лишайники, грибы и даже навоз. Среди минеральных красителей наиболее популярны квасцы, соли меди, железа и олова.

Чтобы создать контуры рисунка, художник использовал бамбуковую палочку или веточку финиковой пальмы. На одном конце такого “пера” закрепляли пучок тонких волос, который и служил кистью. Само перо сначала пропитывали водным раствором фермента, а затем заполняли краской.

Процесс набивки ткани штампом. Автор снимка: Maasaak

В иранской традиции техники каламкари узор на ткани чаще всего рисуется не кистью, а наносится с помощью резных деревянных штампов. Каждое новое полотно получалось уникальным, поскольку работа требовала точной руки мастера и предельной аккуратности. Одно неверное движение и материал мог быть безвозвратно испорчен. Штампы сами по себе были произведением искусства: их резали исключительно из дорогих пород дерева, хранили в семье мастера и передавали по наследству.

Ткань для росписи обрабатывали определённым способом. Один из вариантов выглядит так: сначала ткань пропитывали вяжущим раствором и помещали в буйволиное молоко. Затем тщательно высушивали на солнце. С помощью молока и веточки наносили эскиз рисунка, после чего чёрной краской обозначали контур. На следующем этапе полотно расписывали вручную быстрыми мазками.

Редкий каламкари о жизни султанов Декан. Автор снимка: Nomu420

Наряду с молоком буйвола в технологии изготовления каламкари использовался миробалан, особый вид сливы, который способен нейтрализовать неприятный молочный запах. Кроме этого он обладает сильным фиксирующим свойством, что обеспечивает сохранность цвета текстиля при последующих обработках.

Изысканная форма росписи ткани была столь широко известна, что пользовалась спросом по всей Юго-Восточной Азии. Такая ткань, искусно расписанная вручную, стоила достаточно дорого. Эти полотна были в ходу как эквивалент реальным деньгам и особо ценились наравне с индийскими специями.

Неудивительно, что после некоторого спада к XVIII веку интерес к этому виду искусства начал снова возрождаться. Роспись каламкари стала необычайно востребованной, особенно в декоре утилитарных вещей и элементах традиционной одежды. К этому времени мотивы известных сцен из мифов и эпосов были дополнены изображением цветков лотоса, мотивами колеса, переплетением листьев и попугаев, экзотических цветов и фруктов.

Орнаментальный каламкари. Автор снимка: rajaraman sundaram

В наше время техника каламкари испытывает на себе лишь обновления в виде цифровых технологий, оставаясь по-прежнему одним из самых популярных видов росписи ткани в Индии и Иране. Если раньше здесь можно было встретить самые простые вещи, выполненные в этой технике (небольшие панно и занавески), то сегодня каламкари присутствует в отделке самой дорогой одежды. Скатерти, обивка мебели, портьеры выглядят порой как настоящие произведения искусства. Хотя, почему выглядят? Они таковыми и являются благодаря древнему искусству каламкари.

Техника росписи ткани с помощью штампов

vp-paintingvox-populiисторияpainting-kaleidoscopeискусство
308
273.817 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
308
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые