Джузеппе Мария Креспи – видный живописец болонской школы позднего барокко
Добрый вечер!
С вами @annaart. Сегодня я хочу рассказать о творчестве итальянского художника Джузеппе Мария Креспи, известного также под псевдонимом Spagnolo («Испанец»), поскольку он был неравнодушен к испанскому стилю в одежде.
Родился живописец в 1665 году в Болонье, где прожил практически всю свою жизнь.
Первые уроки рисования брал у малоизвестных местных художников Д. М. Канути, К. Чиньяни и А. Буррини. Больше всего восхищался творчеством Антонио да Корреджо, Федерико Бароччи, Гверчино, Себастьяно Маццони и Рембрандта. Каждый из них внёс свою лепту в формирование художественного стиля Креспи.
До 1789 года этот портрет приписывали кисти Доменико Фетти. И только после того, как работа была отправлена в Эрмитаж, искусствоведы установили авторство Джузеппе. Интересно и то, что на рентгенограмме с левой стороны полотна можно увидеть женское лицо такого же размера, что и на автопортрете.
На протяжении жизни мастер ездил работать в Венецию, Модену, Флоренцию и многие другие города Италии.
Эту многолюдную народную сцену художник написал во Флоренции, при дворе герцога Фердинанде Медичи. Тут можно заметить, что Креспи в первую очередь акцентировал внимание на цветовое сочетание костюмов, как на чётко прописанных героях переднего плана, так и на несколько размытых фигурах заднего.
Джузеппе больше всего ценят как мастера бытовых сцен, однако не менее успешно он писал картины с религиозными, мифологическими сюжетами, а также портреты и натюрморты. Он старался создавать максимально реалистичные, жизненные и эмоционально выразительные образы.
Чтобы усилить драматизм или романтическую направленность, Креспи использовал светотеневые эффекты и динамичные мазки коричневых, бордовых и чёрных тонов.
В ранний период творчества живописец придерживался классической болонской традиции XVII столетия. Но в произведениях, написанных после 26-летнего возраста, был замечен уход от преднамеренной идеализации сюжетов.
Это одна из самых известных картин художника. В 2014 году её стоимость на аукционе в Нью-Йорке составляла около 400 тыс. долларов.
Поведение девушки, искавшей блоху на теле, настолько заинтересовало Джузеппе, что он создал 7 вариантов этой сцены. Ниже представлена еще одна, менее популярная версия.
Мировую славу Креспи получил также благодаря серии произведений "Семь таинств". Цикл отображает семь религиозных обрядов, через которые проходит каждый человек в течение всей жизни.
Первое таинство – крещение младенца, последнее – отпевание. Все картины выполнены в сдержанной цветовой палитре, которая в сочетании с позами и жестами главных героев создаёт атмосферу душевного напряжения. Глядя на них, невольно задумываешься о том, как всё-таки быстротечна наша жизнь.
Ниже представлена картина, понравившаяся мне больше всего. На ней изображен церковный обряд, через который верующему передаются дары, укрепляющие его в духовной жизни.
Умер Джузеппе Мария в 1747 году в родном городе Болонья, оставив после себя богатое культурное наследие.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Креспи Джузеппе Мария
Картины и биография. Креспи Джузеппе Мария
Живопись XVIII в. Джузеппе Мария Креспи, «Таинства», «Автопортрет»
Джузеппе Мария Креспи
Итальянское искусство XVIII в: Джузеппе Мария Креспи, Алессандро Маньяско, Караваджо