История одной картины. Илья Репин боролся с этой картиной, как с тяжёлым недугом. Часть I
Речь идёт о великом полотне «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известном под названием «Иван Грозный убивает своего сына».
О, предвижу, как сейчас вскинутся историки! Как начнут кричать про историческую несостоятельность события, доказывать, что ничего подобного в истории не было, что художник игнорировал правду, и потому не случайно в какой-то момент показ картины широкой публике был запрещён, и т. д. и т. п. Спокойствие. В этом посте я не буду касаться российской истории, я буду рассказывать об истории создания этого шедевра и его дальнейшей судьбе. Мне представляется логичным и естественным, что эта история тесно связана с тем, как сам Репин относился к факту убийства царём своего сына. Похоже, он не сомневался в факте убийства, отсюда и плясал. То есть писал.
Первоначальные задумки
Причин, побудивших Репина обратиться к данному сюжету, было несколько. Впервые мысль о создании картины пришла к художнику, по его собственным словам, в марте 1881-го года, когда народоволец И. Гриневецкий устроил теракт, в результате которого был смертельно ранен царь Александр II. Мысль пришла и… ушла. Но вскоре вернулась. Это произошло неожиданно после посещения Репиным концерта Римского-Корсакова. Он говорил тогда:
Сегодня известно, что поразившим художника произведением была симфоническая сюита «Антар», основанная на восточной сказке. А душа его особенно активно отреагировала на часть сюиты под названием «Месть»… Однако до конкретной композиции задуманного полотна было ещё далеко. А было много карандашных набросков и общих эскизов, в которых главный замысел ещё даже не просматривался. Всё это представлялось, скорее, некими «прикидками». Правда, центр уже был занят царём и его сыном, поодаль просматривались группки бояр, прибежавших на шум, фигурка женщины, замершей в дверях, и прочие детали.
Репин злился на свои наброски. Они ему не нравились, и он пытался разобраться, что же его так раздражает в них, почему не приходит удовлетворение. Он был занят не столько историческим моментом, сколько психологическим, и именно это направление в будущей картине его заботило.
Почти незаметно в его набросках не стало бояр. А затем и женщины. Конечно, художник знал из воспоминаний очевидцев того события (да и представить было нетрудно при его богатом воображении), что в действительности там были толпы перепуганных придворных, слуг, нянюшек, а также врач, со скорбным лицом изрекающий, что уповать можно исключительно на чудо. Но всё это, по мнению Репина, никак не соприкасалось с тем, что произошло между отцом и сыном. Посторонние не должны отвлекать от главного действа. Они лишние.
Но как?! Как привнести в художественные образы максимальную достоверность? Как наиболее точно показать глубину драмы? Как подступиться к таким понятиям, как чисто человеческая трагедия и трагедия злоупотребления властью, и максимально раскрыть их в своей работе? Непростая задачка…
Муки творчества
Создание поистине великого в искусстве не даётся минимумом усилий. Их цена – иная. Неизмеримо высокая. Но вот что характерно для творчества Ильи Репина: над каждой своей картиной он трудился как про́клятый, на износ, иногда сутками напролёт без сна. «Иван Грозный…» ни в коем случае нельзя назвать исключением. Приступив к реализации своей задумки, живописец всерьёз взялся постигать обстановку той поры.
За образец дворцовой палаты он взял комнату, увиденную им в музее «Дом боярина XVII века». В целях правдивого изображения вещей и предметов – одеяния царевича, кресла, зеркала и проч. художник многократно бывал в Оружейной палате и писал всё это с натуры. Царскому посоху суждено было стать точной копией жезла из императорского дворца в Царском Селе, а кованый сундук принадлежал Румянцевскому музею. Образцом высочайшего мастерства с полным на то основанием называют прописанные Репиным ковёр и одежду царевича. У зрителей неизменно возникает ощущение, что, прикоснись он к изображению, тут же почувствует и упругость коврового ворса, и шёлковую гладкость одежд.
Повышенная дотошливость, требовательность к себе заставляла художника многократно переписывать уже готовые части картины. Беспощадному разрушению подвергалось даже то, чем накануне он, по большому счёту, был доволен. Впоследствии он вспоминал:
Фигуры. Лица. Образы
Пока Репин искал прототипы для своих героев (а продолжалось это довольно долго), он без преувеличения пребывал в болезненном состоянии. Потому что не находил то, что искал. Потому что то, что, как ему казалось, вдруг было найдено, через какое-то время переставало его устраивать. Это было мучительно.
Результатами поисков стали наброски, которые он сделал при помощи подсказок профессора, портретиста Павла Петровича Чистякова – своего учителя. Репин часто посещал профессорскую дачу в Царском Селе, вот тут и указал ему Чистяков на деда, которому суждено было стать прообразом Ивана IV на холсте. Впрочем, в дальнейшем образ дополнился чертами рабочего, которого художник неожиданно встретил на рынке и прямо тут, не сходя с места, зарисовал его.
Голову царя Репин писал с живописца Мясоедова и композитора Бларамберга. Они охотно позировали другу. Какие-то подробности для лица Ивана-сына брал с живописца Владимира Менка. При этом чаще и охотнее на «роль» царевича Репин приглашал писателя Всеволода Гаршина. Замечал, что тот обладал лицом человека, обречённого на гибель, и это было именно то, что требовалось для его царевича.
Всё это время художник вёл борьбу с картиной, как с тяжёлой болезнью. Он признавался позже:
Это продолжалось на протяжении трёх лет…
Вторую часть статьи можно прочитать здесь
Источники и дополнительные ссылки по теме:
7 фактов о картине «Иван Грозный убивает своего сына»
Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Досье
История создания картины Репина "Иван Грозный и сын его Иван"
«Иван Грозный убивает своего сына» И. Е. Репин