История одной картины. «Качели» Фрагонара: слава для одного, досада для другого
Картина «Качели» считается самой знаменитой из всех, написанных художником Жаном-Оноре Фрагонаром. Торжество милой фривольности, игривость сюжета, при этом выигрышная и чётко прорисованная композиция – всё это вместе взятое является превосходным отображением романтизма и лиричности эпохи рококо. К тому же эта пикантная картина, вернее, её история, начиналась и вовсе интересно…
Непристойное предложение
Однажды одному из самых знаменитых богачей Франции барону Сен-Жюльену пришла в голову забавная идея. Он решил заказать картину с весёлым сюжетом, который придумал сам. Недолго думая, отправил приглашение известному в ту пору художнику Габриэлю Франсуа Дуайену и стал ожидать его в своей «холостяцкой квартире». Каково же было удивление Дуайена, сменившееся смятением, когда прибыв на место, он увидел, что барон не один – на кровати лежала его любовница…
Сам заказчик, нимало не смутившись, заговорил с художником. Указав на прелестницу, он заявил, что хочет иметь картину, на которой мадам была бы изображена на качелях, а чтобы раскачивал эти качели непременно епископ. Сам же барон хотел находиться на этой картине в таком месте, чтобы его взору представали прелестные ножки красавицы. И вообще, заключил барон, если в этом полотне будет максимум веселья и беззаботности, он не останется в долгу и за ценой не постоит.
Художник растерялся: как можно так не уважать его, известного живописца, и предлагать создавать подобные бесстыдства! Но творческая натура уже брала своё, идеи будоражили голову, особенно одна… Он пробормотал, что сюжет можно дополнить туфелькой, слетевшей с ножки красотки». Потом спохватился, встал и выскочил вон.
И родился шедевр
А, надо сказать, что Дуайен в ту пору испытывал жуткую зависть к своему коллеге-художнику Жану-Оноре Фрагонару, который был успешнее и везучее его. Дуайен полагал полотна Фрагонара поверхностными, лишёнными какого-либо смысла и не понимал, как они могут нравиться публике. И придумал он хитрый план – перенаправить заказчика (барона) к Фрагонару, продемонстрировав тем самым своё отношение к непристойным предложениям и заодно – к легкомысленному творчеству более удачливого коллеги. Так он и сделал.
…И всё случилось. Фрагонар блестяще справился с заказом. И хотя барон поначалу никому не показывал картину, любуясь ею в одиночестве, её всё же увидели. Сначала друзья, потом – друзья друзей, а вскоре слава разнеслась широко. Восхищались картиной, восхищались мастерством Фрагонара, который с этого момента как художник стал ещё популярнее, ещё именитее. А его «Качели» назвали главным шедевром эпохи рококо.
А что же Габриэль Франсуа Дуайен? Да что ему ещё оставалось, как не рвать на себе волосы с досады и не потрясать в бессилии кулаками? Вот такая история.
P. S. Картина неоднократно переходила из рук одних частных коллекционеров в руки других. В 1865 году на Парижском аукционе картину купил Ричард Сеймур-Конуэй, четвёртый маркиз Хартворда, один из основателей Собрания Уоллеса в Лондоне. Там она хранится и сегодня.
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Качели (картина Фрагонара)
Счастливые возможности качелей
«Качели» Фрагонара. Главный шедевр эпохи рококо