Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

История одной картины. «На смерть Александра III» Ивана Айвазовского: нарисовал и ужаснулся!

Феодосия. Картинная галерея, «особая кладовая» – это хранилище уникальной картины Айвазовского «На смерть Александра III». Она не выставлялась с момента создания. Спрятать полотно от публики счёл необходимым сам художник…

И. Айвазовский. На смерть Александра III. 1894 г.

Замысел и результат

Известие о смерти императора шокировало Айвазовского, ведь он знал его лично. Решение взять холст и тут же откликнуться на горестное событие посредством некоего сюжета, который пока ещё и не оформился в воображении, возникло мгновенно. Ясно было одно – предстояло создать особенную картину, а главное, на ней жизнь должна торжествовать над смертью. Но что-то пошло не так. На холсте рождалось что-то совсем иное. Когда работа была завершена, Айвазовский окинул взглядом свой труд и ужаснулся. Его взору предстало нечто мрачное, зловещее да ещё эти необъяснимые метаморфозы с фигурой…

Казалось бы, задумано всё верно: сияющий на тёмном небосводе крест, силуэт императора, очертания Петропавловской крепости, воды Невы и, наконец, центральная фигура – скорбящая женщина в трауре (вдовствующая императрица). Всё должно было смотреться торжественно, возвышенно-трагично и достойно. Но получилось пугающе, страшно и беспросветно. Детали картины оказались не ясны, они угадывались сквозь смутный туман клубящихся облаков. Размытый силуэт императора был пугающим… А ещё почти явно на полотне просматривались призраки! Айвазовский был потрясён.

Вдова или террорист?

Позже (спустя целое столетие), когда картину извлекли из «Особой кладовой» для демонстрации на «Выставке одной картины», очевидцы говорили, что за те несколько минут, что они находились в непосредственной близости с полотном, они испытали ужасное давящее чувство, ощущение присутствия чего-то тёмного и непонятного, а оттого – страшного.

Особенно пугало то, что Айвазовскому – истинному виртуозу света удалось так изобразить фигуру вдовы, что стоило взглянуть на неё под другим углом (изменить ракурс), как на её месте вдруг просматривался… усатый смеющийся мужчина! Это было так явно, что становилось сильно не по себе.

И. Айвазовский. На смерть Александра III. Фрагмент

Этот факт – не выдумка экзальтированных зрителей, его подтверждают и сотрудники галереи им. Айвазовского. Они отмечают, что действительно при взгляде на картину с одной точки видна скорбная фигура Марии Фёдоровны, а, немного переместившись в сторону, т. е. поменяв ракурс, человек видит усатого мужчину со зловещей ухмылкой. Кое-кто сумел увидеть в нём сходство с террористом, покушавшемся на Александра III. Другие уверяли, что лицо напоминает престолонаследника Николая II. Вот такие метаморфозы…

Впрочем, были и такие, которые не видели никаких таких превращений. А видения других объясняли, во-первых, атмосферой зала, которую постарались создать работники музея для показа таинственной картины, а во-вторых, готовностью зрителей увидеть то, что они ожидают, – нечто мистическое и ужасное. Это и видят…

Послесловие

Странно, что ни разу не проводилось искусствоведческое исследование легендарной и не засвеченной картины Айвазовского. Она никогда не вывозилась на выставки, с неё не писали копий. Современники знаменитого мариниста не видели её. Есть сведения, что художник сам наложил запрет на её показ. То ли был напуган тем, что у него получилось, то ли счёл картину неудавшейся. Найти качественную фотографию этой работы Айвазовского в интернете невозможно. Сомневаюсь, что она есть и в каталогах. Одним словом, тумана напущено много.

Так или иначе, но впервые картина предстала пред взорами любителей живописи только в начале 2000-х годов. Но по каким-то причинам «Выставку одной картины» быстро закрыли. Остались лишь разрозненные отклики в интернете о ней тех, кому повезло попасть на экспозицию. Или не повезло, т. к. отзывы эти в большинстве своём создают довольно гнетущее впечатление. Что-то многовато в них слов «жутко», «мрачно», «страшно», «лучше бы не ходил»… Выходит, не зря великий художник наказывал скрывать полотно, а?

Источники и дополнительные ссылки по теме:

Тайны 5 мистических полотен Ивана Айвазовского
Самая загадочная работа Айвазовского – впервые на телеэкране
Айвазовский, «На смерть Александра III». Скрыть от публики эту мистическую картину решил сам художник


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

64
324.847 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые