История одной картины. «Опиумоеды» Василия Верещагина: Восток – это не только красивая сказка
«Опиумоеды» – это не академическая и тем более не салонная картина. Скорее, она противостоит условиям этих направлений в живописи. Тем более она не заказная и не идеализированная. В ней отсутствует броскость, равно как и показные страсти. Её лейтмотив приближен к полотнам художников-реалистов, на которых показаны недостатки и всевозможные «болячки» общества. Пожалуй, эта картина смогла бы достойно пополнить ряды лучших образцов мирового тенденциозного – объективного и беспристрастного – искусства.
Не смог молчать
Наркоманию как социальное явление в России впервые обозначили 1885-м году, когда было предпринято серьёзное изыскание под руководством профессора Казанского императорского университета С. Моравицкого. Заказ на проведение данной работы поступил от А. К. Абрамова, бывшего в ту пору губернатором Туркестанского края. В ходе исследовательской работы Моравицкий понял, что наркотики заменяли местному населению алкоголь, на который действовал запрет в силу религиозных традиций.
Распространение всевозможных наркотических продуктов здесь было тотальным (в качестве примера исследователи приводили население Ферганской долины). Дурман добавляли в еду и питьё, в том числе предназначенные для детей. Моравицкий так писал об этом:
Верещагину, как внимательному наблюдателю и неравнодушному человеку, претило видеть эту беду и молчать. Он написал картину и так выразил своё отношение к наркомании, её пагубному, страшному влиянию на личность человека.
К слову сказать, только через 30 лет после исследования Моравицкого российское правительство признало наркоманию как проблему, губящую нацию. В 1915-м году императором Николаем II был утверждён закон «О мерах по борьбе с опиокурением». До этого ничего похожего на антинаркотическое законодательство в России не было.
Кстати, когда я впервые увидела эту картину Василия Верещагина, помню – удивилась: почему «ОпиумоЕДЫ», если, согласно тому же Моравицкому, опиум – курят? Оказывается, и едят тоже. Вот что пишет художник в одном из своих восточных очерков:
Восток по Верещагину
Идея «Опиумоедов» возникла у художника в то время, когда он предпринял первый поход на Восток, и было это зимой 1867–1868 гг. Верещагин вспоминал:
Сюжет незатейлив. Это изображение реального события, которое художник приметил в Ташкенте. Однако же как отличается эта картина от сотен других, написанных разными художниками и воспевающих сказочный и таинственный Восток! Так называемые «восточные» серии полотен у многих из них – это либо колоритные улочки, экзотические животные и птицы, чудные закаты, либо живописание «запретных плодов» (например, гаремов, наложниц и т. п.). Это представление дивного, сластолюбивого Востока, далеко не всегда реального.
Восток Верещагина не таков. Он у него конкретен, меток, груб. Верещагин, обладающий чётким знанием, владеющий художественной манерой, в которой отсутствуют яркие эффекты, словно заверяет зрителя – я говорю правду! Восток «по Верещагину» – это не про экзотику. Про реальность. Страшную, грубую и правдивую. «Опиумоеды» с завсегдатаями наркопритона – именно такова.
Про наркоманию и политиков
У Верещагина есть ещё одна картина на тему наркомании – «Политики в опиумной лавочке. Ташкент». Её художник написал в результате второго посещения Туркестана.
При беглом взгляде на картину может показаться, что это рядовая зарисовка обычной бытовой сценки. В действительности здесь всё куда драматичнее. Верещагин неоднократно подчёркивал, что всякая его работа несёт вполне конкретную мысль и вполне определённую мораль, при отсутствии же таковых всё может скатиться бог знает куда. Он обратился к теме тотальной бедности и праздности здешних жителей, и доступными ему средствами обозначил её как социальную язву среднеазиатского быта, когда десятки, сотни тысяч людей, способных нормально трудиться, обречены на паразитизм, и это отчасти (и чаще всего) являлось причиной, побуждающей желание погрузиться в наркотический сон и пребывать в нём постоянно.
В своих работах Верещагин правдиво изобразил деградацию пристрастившихся к наркотикам. Он не поэтизировал и не лакировал этот страшный порок в отличие от английского писателя Оскара Уайльда, который в романе «Портрет Дориана Грея» создал вполне располагающий и даже в чём-то притягательный образ порока.
Картины Василия Верещагина «Опиумоеды» и «Политики в опиумной лавочке» – это настоящее воззвание против наркомании, создание обобщающего образа наркомана как потерявшего достоинство, опустившегося и жалкого существа. Он страстно мечтал обратить внимание власть предержащих на ужасную проблему и хоть чуть-чуть приблизить её решение.
Послесловие
Туркестанская серия картин Василия Верещагина была представлена в 1869-м году в Санкт-Петербурге. Спустя три года все, кто посетил Всемирную лондонскую выставку, имели возможность лицезреть «Опиумоедов». А вскоре, после персональных выставок (в 1873-м в Лондоне и в 1874-м году в Санкт-Петербурге) к художнику пришла мировая слава. Меценату Павлу Третьякову картины так понравились, что он купил практически всю серию полотен. В передовых русских и европейских СМИ долго не прекращались публикации, превозносившие талант Верещагина.
А вот официальных лиц, приближённых к императорскому двору, не устраивала такая громкая слава художника, показывающего «язвы» общества. Им принадлежали иные высказывания, их отзывы об искусстве мастера были откровенно отрицательными. Художник сильно переживал по этому поводу и в порыве обиды и горечи подверг уничтожению некоторые свои полотна. В 1874-м году он оставил Петербург и направился в сторону Индии. Вскоре он узнал новость: Академией художеств ему было присвоено звание профессора. Верещагин, усмотрев в этом желание властей держать его на коротком поводке, отказался от звания.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
З. В. Антонова. Тема опиума в творчестве В. В. Верещагина
Туркестанская серия художника-баталиста Верещагина
Почему Василий Верещагин – неудобный художник?
Василий Верещагин о дервишах и опиумоедах