История одной картины. «Парижское кафе» Ильи Репина: «Как после «Бурлаков на Волге» он посмел написать такое? Позор!»

Эта картина с самого начала наделала много шума. Да что там шума, она вызвала бурю негодования, грандиозный скандал и даже ярость! И всё это в силу сразу нескольких причин. Во-первых, критики, корифеи от искусства да и просто любители живописи обвинили Репина в предательстве. Да-да, слышались слова о несознательности молодого художника, о его уходе от русской тематики, об отступничестве от национальной темы и т. п. Для всех он изначально был русским живописцем, способным гениально отражать саму суть народного духа с его страданиями. Все ещё очень хорошо помнили «Бурлаков на Волге». И вдруг – этакое! Непостижимо…

И. Репин. Парижское кафе. 1875 г.

Что произошло в действительности

1871-й год. За плечами Репина Петербургская Академия художеств. За полотно «Воскрешение дочери Иаира»…

И. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г.

… он удостоился Большой золотой медали Академии, получил звание первоклассного живописца, к тому же теперь он по решению той же Академии имел право на 6-летнее обучение во Франции и Италии. Воспользовавшись этим правом, через два года Репин с семьёй покинул Россию.

Париж… Много нового ожидал увидеть и получить здесь молодой художник. Но его ожидало разочарование. Его не очень-то интересовали секреты старинной живописи, он совсем не был ею увлечён. А вот мимо модных направлений в искусстве пройти не мог. Новые течения в живописи просто заинтриговали его. Экспериментируя и применяя полученные знания на практике, он сумел развить личный подход к творческому процессу и особенную, ставшую узнаваемой, манеру письма.

Вот как раз в качестве одного из экспериментов и было создано «Парижское кафе». О да, она в корне отличается от всех работ, созданных мастером до этого. Ну, просто во всех отношениях отличается! Но Репин, предвидя реакцию соотечественников на этот сюжет, пошёл-таки ещё дальше – презрев правила Императорской Академии, запрещающие участие в Салонах художникам, уехавшим за рубеж, он отправил свою картину на Парижский Салон. Неслыханная дерзость!

Ну, конечно же, картина, насквозь пропитанная буржуазным духом, спровоцировала большой скандал в рядах передовой российской общественности. Картину Репина не принимали, его поступком возмущались, его замысел не хотели и не могли понять. Все помнили его блестящих по своей форме и содержанию «Бурлаках на Волге», а потому негодованию не было предела. Подающий большие надежды Мастер опустился до живописания раскрепощенного, если не сказать – распущенного, парижского общества, чуждого российскому человеку! Позор да и только.

В действительности же Репин – это, по сути, первый русский художник, который дерзнул бросить вызов европейским художникам, ставящих эти самые новомодные течения во главу угла. Ведь «Парижское кафе» появилось раньше портретных полотен Мане и Ренуара, где изображены парижане, проводящие досуг в ресторанах или кафе. Эти полотна позже были отнесены к классике импрессионизма. Откровенно говоря, русский художник утёр нос французам...

Главные герои картины – узнаваемы!

Репин с неслыханным усердием и душевным подъёмом трудился над этим большим полотном (его размер 2,7х1,7 метра). Но этой работе предшествовало создание немыслимого количества набросков, сделанных с натуры. Причём художник не скупился при расчётах с натурщиками, и поэтому ему нередко случалось откладывать работу по причине нехватки денег даже на пропитание...

Композиционно картина смотрится, как мизансцена, передний план которой принадлежит «красавице с соболиными бровями и вызывающе гордым видом». Она – фокус сюжета, его развитие идёт вокруг неё.

И. Репин. Парижское кафе. Фрагмент

В достоверных источниках есть информация о том, что Репин многократно перерабатывал персонажей этой картины. Самые большие изменения коснулись, конечно же, главной героини – дамы с зонтом. Она то с вальяжным видом восседала на стуле, то стояла в растерянности, держась за этот же стул, то оглядывалась вокруг, словно ища кого-то.

И. Репин. Наброски к картине

Но сроки выставки в Салоне поджимали, и Репин всё-таки «усадил» даму – красивую, дерзкую, гордую, знающую себе цену – на стул. Художник писал этот образ со знаменитой в ту пору звезды Парижа, певицы, шансоньетки, примадонны театра «Буфф-Паризьен» Анны Жюдик. Кстати, она – «пионер» французского шансона. И это с неё пошло начало нового жанра театрализованной эстрадной песни. Парижская знаменитость объездила полмира, посетила и Россию, где обрела целые толпы почитателей и ухажёров. Очевидно поэтому легко увлекающийся Илья Ефимович выбрал для своей картины эту барышню...

Среди натурщиков, позирующих Репину, оказалось немало тех, кого можно было отнести к знаменитостям парижской, как бы сейчас сказали, богемной тусовки. Вот, например, мужчина в чёрном костюме и модном цилиндре, занимающий центральную часть картины, – это известный во Франции живописец Жан-Леон Жером.

И. Репин. Парижское кафе. Фрагмент. Жан-Леон Жером

За соседним столиком – ещё один интересный персонаж, не выпускающий изо рта сигару… Многие парижане узнали в нём Катюля Мендеса – именитого французского писателя и переводчика. Знали его и в России, ведь это им были переведены незабвенные пушкинские и лермонтовские строки.

И. Репин. Парижское кафе. Фрагмент. Катюль Мендес

С правого края полотна художник поместил опьяневшего господина, держащего в руке бокал пива. Для его изображения Репин пригласил профессионального натурщика и художника в одном лице Эмиля Бело. Кстати, годом раньше Бело позировал Э. Мане, и картина последнего «Хорошая кружка пива» стала одной из самых успешных.

Слева: Э. Мане. Кружка хорошего пива». 1873 г. Справа: И. Репин. Парижское кафе. Фрагмент. Эмиль Бело

Зритель непременно обращает внимание на двоих мужчин, покидающих уютное заведение. Они примечательны разной реакцией на то, что они видят и что их пока ещё окружает. В одном легко угадать коренного парижанина, которого уже трудно чем-либо удивить, в другом же просматривается чинный англичанин, сосредоточенно разглядывающий через пенсне даму и не верящий своим глазам. Колоритный персонаж!

А вот кто позировал Репину для персонажа, спокойно просматривающего газету, остаётся неизвестным до сих пор.

Этюды к полотну «Парижское кафе»

Послесловие

Из всех этюдов, написанных Репиным к «Парижскому кафе», в России находится лишь пять. Писал художник это полотно почти год, результат – искристая, будоражащая атмосфера парижской жизни, напоминающая театр, где все одновременно и актёры, и зрители.

P. S. В 2011-м году состоялось событие, ставшее выдающимся в истории русской классической живописи. Впервые в практике мировых аукционов полотно, созданное художником-классиком, вошло в первую десятку самых дорогих русских классических картин. На торгах дома Christie’s (Лондон) «Парижское кафе» Ильи Репина побило ценовой рекорд и было продано за 4,5 млн фунтов стерлингов (7,3 американских долларов). Где сегодня хранится картина, неизвестно.

Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием

Источники и дополнительные ссылки по теме:

«Парижское кафе» Ильи Репина
Самая дорогая картина И. Репина – «Парижское кафе». Тайны, факты, история полотна
«Парижское кафе»: История скандальной картины Репина, которая побила рекорд аукционных торгов


Автор статьи @bovary


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

vp-paintingvox-populiживописьpainting-historysecretsискусство
278
321.420 GOLOS
0
В избранное
VP-Painting
Тематическое сообщество "Мастерская художников"
278
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые